В ходе «Прямой линии» с россиянами 20 июня Владимир Путин заявил о недопустимости такого положения, чтобы в государственном секторе образования «руководители учебных заведений получали в десятки раз больше, чем рядовые сотрудники». Между тем, как стало известно РОСВУЗу, одно из обращений, подписанное несколькими тысячами учителей, но так и не озвученное в ходе «Прямой линии», было посвящено как раз проблеме порочной методики начисления зарплат педагогов и как следствие - их мизерным размерам. О том, что в нем говорилось, нам рассказал один из подписантов, преподаватель колледжа из Курской области Александр Мамкин.
«Профессионалы из правоохранительных и законодательных организаций, а также те, кто руководит на разных уровнях образовательными процессами, говорят одно и то же: существующая система несправедлива, неэффективна, имеет очень большие коррупционные риски,- заявил РОСВУЗу Александр Мамкин.- Вот мы с известной правозащитницей Ириной Канторович и решили поднять вопрос перед президентом Путиным в рамках его ежегодной беседы с народом: когда правительство России установит базовые оклады? А чтобы повысить значимость обращения, стали собирать подписи. И за несколько дней свои голоса данной инициативе отдали более двух тысяч человек».
В самом деле, по нынешним правилам зарплаты в государственных школах состоят из двух частей: базовой и стимулирующей. Базовую по своему разумению определяют региональные власти. Стимулирующие — столь же произвольно устанавливают власти школьные. И вот итог: «Данная система позволяет абсолютно законно выплачивать работникам, выполняющим одни и те же работы, зарплаты разных размеров»,- жалуются учителя.
При этом их особое возмущение вызывает система начисления стимулирующей части зарплат: «Благодаря полной самостоятельности в процессе распределения стимулирующих средств, экономии, определении штатного расписания и ряду других привилегий, в государственных организациях можно творить что вздумается с оплатой труда - достаточно только создать локальные акты,- жалуются они президенту.- Этому очень способствует закрытость данных о размерах реальных зарплат конкретных работников. Подавляющее большинство готово раскрывать размеры своих зарплат, но приближенные к руководству сотрудники получают значительно больше, что позволяет выводить высокие средние зарплаты, и радостно кричат о тайне персональных данных».
Как это ни печально, но стимулирующие выплаты, констатируют педагоги, подписавшие обращение к президенту, «должны были помочь в повышении эффективности работы. Но в условиях самостоятельности в выборе критериев за которые начисляются стимулирующие, в условиях, когда можно вводить предельно субъективные критерии, не о каком повышении эффективности процесса речи идти не может. И это признает уже даже министр образования Ольга Васильева».
Возможно, «если бы руководители были святыми бессребрениками, это бы сработало,- допускают подписанты.- Но они люди, а иногда не просто люди, а чиновники, озабоченные вопросами эффективного освоения бюджетных средств, а не вопросами образования в нашей стране. Не зря российское образование теперь отстало и лидирует только в дошкольном образовании, которое почти не затронули реформы».
Выход один, сигнализируют они главе государства: «Необходимо утверждение достойных единых базовых окладов. Эта тема назрела и перезрела. Однако обязанность (превратившаяся в право) утверждения базовых окладов принадлежит Правительству России. А оно за почти десяток лет, прошедший с момента отмены тарифной сетки не нашло на это время».
И вот итог, сообщают авторы обращения: «Оклады учителей, врачей, воспитателей мизерные. Для получения средней зарплаты необходимо получить два-три оклада. Но зачастую даже работа на 2,5 ставки не дает средней зарплаты по учреждению. А подумайте сами: о каком качестве работы может идти речь, когда человек должен потратить на работу и подготовку к ней 16-18 часов? Работа на две ставки неизбежно причиняет вред здоровью. Мы уже грустно шутим – на одну ставку – нечего есть, на две – есть некогда. Но даже две ставки и результативная работа не гарантируют средней зарплаты по региону! Фактически единственное, что нам гарантировано – это МРОТ. Все остальное – по желанию руководителя!»
Существующая система никому не нравится и ее пора менять сверху, констатируют педагоги: «Нельзя заставлять учителей отчаиваться и идти бастовать, чтобы изменить ее снизу!» Увы, в ходе нынешней Прямой линии президент с этим обращением так и не поработал. Остается надеяться, что со временем это сделает его аппарат: уж больно не хочется забастовок учителей и прочих «прелестей» решения подобных вопросов «снизу».