В России, как писал РОСВУЗ, стартовала очередная кампания ЕГЭ. Власти неустанно говорят и пишут о «чистоте» и «справедливости» нынешних единых госэкзаменов для всех их участников. Однако на деле получается, что не для всех. Во всяком случае, как стало известно РОСВУЗу, многие педагоги снова не получат достойной оплаты за свою, скажем прямо, каторжную работу на экзаменах.
Еще накануне новой кампании по сдаче государственной итоговой аттестации юристы профсоюза «Учитель» проанализировали действующие региональные нормативные акты, регулирующие оплату работы педагогов на экзаменах. И что же оказалось? В 59 регионах из 85 были направлены обращения по поводу несоответствия положений об оплате российскому законодательству! Как и в прошлые годы, учителя назначаются на работу на ГИА в приказном порядке, а за нарушения процедуры ждут жесткие санкции — от административного штрафа до увольнения. При этом во многих регионах компенсация за работу на ГИА катастрофически низка. Например, в Алтайском крае для организаторов вне аудитории она составляет 33 рублей в час, уточнили РОСВУЗу в профсоюзе «Учитель»! При этом пункт проведения экзаменов может быть расположен в другом населенном пункте, однако проезд организаторам туда не оплачивается, а явка может быть назначена на 7 утра. Все это создает крайне стрессовую ситуацию, которую не всем педагогам удается пережить без потерь для здоровья.
Самым частым нарушением, по данным правозащитников, встречается в 57 региональных положениях из 85. Это - отсутствие указания на сохранение заработной платы по основному месту работы в те дни, когда педагог или другой сотрудник образовательной организации занят на ГИА. Второе по распространенности нарушение - отсутствие указания на то, что компенсация производится из бюджетных ассигнований, предусмотренных на проведение непосредственно ГИА (24 региона). Это приводит к тому, что компенсацию учителям нередко выплачивают из фонда оплаты труда школы, то есть, из тех средств, которые предназначены на выполнение государственного задания по обучению детей. Те средства, которые могли бы пойти в качестве премий или стимулирующих за работу по обучению, расходуются на выполнение госзадания по аттестации, что является по сути нецелевым расходованием бюджетных средств.
А в 49 регионах России на данный момент сохраняется «приказной порядок» привлечения к работе на ГИА! Это, подчеркивают в «Учителе», - «самый неоднозначный момент формулировки статьи 47 п. 9 ФЗ «Об образовании». В законе сказано, что «педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении государственной итоговой аттестации...» А эта формулировка допускает произвольное толкование отношений, которые возникают между государственной организацией и педагогов, в результате такого «решения». С одной стороны, педагогам «предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права». Но, с другой, власти стремятся избежать договорных отношений: по их мнению, педагоги не имеют права на заключение договора, на отказ от работы на ГИА, а также должны согласиться на тот размер компенсации, который заложен в бюджете». В итоге неоднозначность трактовок приводит к тому, что каждый регион живет по своим правилам, а размер компенсации отличается в десятки раз — от 33 рублей за час в Алтайском крае для организаторов вне аудитории до 400 руб за час работы в Москве.
Напомним также, что в прошлые годы одной из наиболее распространенных проблем учителей было полное отсутствие оплаты за работу на ОГЭ, поскольку в законе «Об образовании» этот вид аттестации вообще не был упомянут. Летом 2018 года в законе появилось уточнение: ЕГЭ было заменено на ГИА и аттестацию в 9-м классе уравняли в правах с аттестацией в 11-м. Но многие проблемы остались.
По оценке профсоюза «Учитель», за работу на ГИА педагоги получают компенсацию именно потому, что с них никто не снимает их должностных обязанностей, предусмотренных для выполнения во внеурочной части рабочего времени. То есть, если педагог несколько дней июня провел на экзамене ГИА, то работу по отчетности, подготовке учебных программ и кабинета к новому учебному году, самообразованию, подготовке к аттестации и т.д. он будет вынужден выполнить в свое личное время. Именно поэтому он и должен получить компенсацию за работу на ГИА вместе с сохранением заработной платы по основному месту работы. Но не все региональные власти с нами согласны: по мнению многих, в июне учителю совершенно нечем заняться и работа на ГИА способна заполнить этот пробел.
В этой сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий, прокомментировал РОСВУЗу ситуацию с оплатой работы педагогов на ГИА так: «В 2018 году по инициативе профсоюза «Учитель» в Государственную думу был внесен законопроект, изменяющий формулировку статьи 47 п. 9 ФЗ «Об образовании в РФ», поскольку заложенная в ней идея о привлечении педагогов в рамках государственных обязанностей создает предпосылки для злоупотреблений со стороны муниципальных органов, организующих государственную аттестацию. В 21 веке отношения между работниками и работодателем, в том числе, если им является государство, может носить исключительно договорной характер. К сожалению, законопроект был отозван через два месяца после его внесения. Если учителя не хотят работать на ГИА на них часто начинается давление, несмотря на то, что за отказ от работы на ГИА санкций не предусмотрено. Добиться увеличения компенсации (фактически, оплаты труда) в нынешних условиях возможно только путем массового отказа от работы на экзаменах».