О том, что собака — друг человека, знают все. Но вот то, что она может серьезно помочь ребенку с обучением в школе, и, в частности, на уроках чтения, известно пока лишь некоторым экспертам. Между тем, собаки, как свидетельствует опыт санкт-петербургских специалистов, способны минимизировать, а то и вовсе снять вовсе проблемы с детским чтением. Как именно это происходит, выяснял РОСВУЗ.
Накануне новогодних праздников в РОСВУЗ обратилась мама второклассника одной из столичных школ Дениса. Мальчик этот - не по годам развитый, умненький, много знает. Но вот беда: он очень сильно заикается, а потому школьные уроки чтения превратились для него в кошмар:
«Дома, с чтением про себя, у сына не возникает проблем. Читает он легко, причем, не механически, а с пониманием сути прочитанного. Но вот в классе... Когда его вызывают читать вслух, он страшно волнуется. И заикается от волнения еще сильнее, чем обычно,- чуть не плачет мама.- Ребята над ним сразу же начинают смеяться — что тут поделать, дети есть дети. Но и с учителем понимания у нас нет. И мне кажется, что в итоге Дениска вот-вот возненавидит и книги, и школу, и учебу в целом. А, может быть, даже, и уже возненавидел. Мы занимаемся с психологом, ходим к логопеду, но заметных улучшений все нет и нет. Просто не представляю себе, как нам быть!»
Этой беде, как оказалось, можно помочь. Эту миссию в частности охотно берет на себя обучение детей с использованием собак – разновидность канистерапии. И результаты впечатляют.
«В студии чтения «КниГАВ»,- рассказали РОСВУЗу в Пресс-службе Фонда президентских грантов,- ребята, которые имеют сложности с чтением, задержку в психическом развитии или нарушения слуха, занимаются с логопедами, психологами и специально обученными собаками. На дополнительные уроки приходят дети, у которых книги вызывают только негативные эмоции, а чтение перед публикой – страх. Занятия литературой вместе с собаками, по мнению авторов проекта, решают эту проблему».
Как именно это происходит, разъяснила логопед студии Мария Тубалова:
«Что часто слышит ребенок, который плохо читает? Его много поправляют, критикуют, может быть, даже ругают. Все это совершенно точно не помогает улучшить навыки чтения, да и заинтересоваться чтением вообще. Чаще всего у ребёнка окончательно пропадает мотивация, и увлекательное занятие превращается в тяжелую повинность».
Между тем, авторы проекта уверены, что собака хоть и не может научить детей читать, но она может стать эффективным помощником в чтении. Присутствие животного на занятии позволяет ребенку получать удовольствие от чтения, уменьшает стресс и даже повышает самооценку школьника. Исходя из этого убеждения, студия чтения «КниГАВ» успешно работает в восьми библиотеках Санкт-Петербурга.
«Мы запустили четырехмесячный курс для коррекции навыков чтения у детей начальной школы. Среди участников 12 школьников из первого, второго и третьего классов», – рассказывают организаторы. За несколько месяцев в студии прошло более 20 занятий. Вместе со специалистами дети формировали правильные движения глаз при чтении, развивали фонематический слух, отрабатывали чтение слогов, обдумывали прочитанное». И результаты не замедлили сказаться.
Организаторы отмечают у участников следующие улучшения: увеличилась скорость чтения, ребята лучше делят текст на предложения, умеют выделять доминанту текста, проговаривают окончания слов, следят за текстом при чтении. В свою очередь родители утверждают, что их дети стали позитивно воспринимать чтение в школе, чувствуют себя увереннее, когда читают вслух перед классом. До мая следующего года организаторы планируют привлечь к занятиям еще около 200 детей.
Подобный опыт, бесспорно, должен распространяться. И такой шанс есть. Как подтвердили РОСВУЗу в Пресс-службе Фонда президентских грантов, «по итогам первого конкурса 2018 года проект «Студия чтения «КниГАВ» – приобщение детей к чтению и улучшение навыков чтения с использованием метода канистерапии» получил грантовую поддержку в размере 878 080 рублей».
Может быть, что-нибудь подобное появится и в Москве, чтобы помочь Дениске и его собратьям по несчастью?