ROSVUZ

В уходящем году россиян больше всего волновало качество и содержание образования

12 августа 2013, 21:23

Конец декабря — традиционное время подведения итогов. Обычно подводит итоги образовательного года и РОСВУЗ. Однако в этот раз мы решили рассмотреть этот вопрос через призму того, что из происходящего в системе образования в 2018 году больше всего взволновало наших граждан. А это, как свидетельствуют результаты первого тематического анализа, проведенного Институтом управления образованием Российской академии образования, - качество и содержание отечественного образования.

«Владимир Путин неоднократно говорил о необходимости перевода школы на обучение в одну смену,- пожаловалась РОСВУЗу мама третьеклассницы Лены.- А мы учимся во вторую. И конца-края этому нет: в классах по 30 человек, а все равно на всех места не хватает. Впрочем, нам еще грех жаловаться. Моя двоюродная сестра живет на Северном Кавказе. Регион уж называть не буду, но уверяю вас: там учатся в три смены! И тоже не знают, когда закончится это безобразие!»

«Учителя и школьники только-только привыкли к новому Федеральному государственному образовательному стандарту. А теперь его снова стали менять,- недоумевает другая мама школьника, Альбина.- Зачем это делается? И родителей, и детей, да и учителей просто издергали всеми этими переменами. Ну что за такой административный зуд одолел чиновников? Пусть уже нас наконец оставят в покое и дадут спокойно учиться!»

«Мы постоянно занимаемся проблемами школьного питания, держим ситуацию на контроле,- заявил РОСВУЗу глава Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин.- Но заметных, радикальных улучшений не происходит».

«Школьные программы, особенно, в старших классах, просто неподъемные для детей,- вздыхает бабушка московского школьника Валентина Васильевна.- Из-за этого вся наша семья вынуждена помогать внуку делать домашние задания — в противном случае у мальчика просто не останется времени на сон! Неужели, вводя все эти программы, чиновники не проконсультировались с детскими психологами и физиологами? Ведь это же уму непостижимо!»

Все эти и многие другие сетования, как оказалось, являются типичными. Ведь как свидетельствуют данные исследования Института управления образованием Российской академии образования, в 2018 году в сфере образования россиян больше всего интересовали вопросы качества и содержания учебных программ и стандартов.

Чтобы выяснить это, в Институте управления образованием РАО впервые провели тематический анализ обращений родителей и учителей связанных, с системой дошкольного и общего образования, которые в течение 2018 года поступали в том числе в Министерство просвещения. И, прежде всего, в ходе этого исследования стало очевидно: около половины вопросов связаны с качеством и содержанием обучения (44%).

В первую очередь, уточнили РОСВУЗу исследователи, «обращения касались образовательных стандартов и того, как именно организовано обучение в школах. В частности, родителей интересовали вопросы, связанные с объемом программ по отдельным дисциплинам и обучением во вторую смену. Также было много обращений по поводу специальных условий для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Еще одна тема, вызвавшая много вопросов, — это количество и перечень дисциплин, обязательных для прохождения итоговой аттестации (ЕГЭ)».

Другим блоком вопросов, вошедших в топ-десятку тем, особенно беспокоящих родителей в сфере образования в 2018 году, оказались: качество питания, реорганизация образовательных учреждений и конфликтные ситуации, или, выражаясь современным языком, буллинг, затронувший теперь уже не только учащихся, но и учителей.  Они поднимались в 7−12% обращений.

Главный вопрос теперь, как с максимальной отдачей распорядиться этими важнейшими данными, обеспечивающими обратную связь управленцев с потребителями образовательных услуг. И с этой стороны ситуация выглядит обнадеживающе: «Наше исследование имеет особую важность, поскольку впервые работа с обращениями граждан начала рассматриваться как инструмент для принятия управленческих решений. Результаты мониторинга позволяют увидеть основные тенденции и определить необходимую реакцию со стороны органов управления образованием», — заявил директор Института управления образованием РАО Сергей Неустроев.

Во всяком случае, данное исследование, заверили РОСВУЗ в Институте, «будет продолжено на ежегодной основе, а его результаты планируется учитывать при выработке необходимых мер государственной образовательной политики». Будем надеяться, что так и случится!

Источник: РосВуз