Нынешняя система аккредитации и лицензирования вузов, вызывающая так много справедливых нареканий со стороны образовательного сообщества, будет не отменена, а постепенно реформирована. Так с подачи Рособрнадзора решили участники парламентских слушаний «Правовое обеспечение государственной регламентации образовательной деятельности: проблемы и пути решения», прошедших на этой неделе в Государственной Думе.
С одной стороны, думские депутаты не скрывают: сегодняшняя система государственной аккредитации и лицензирования вузов, мягко говоря, далека от совершенства:
«Объем бюрократических процедур оценки качества образования растет, а вал требующейся для них документации так велик, что документы в Рособрнадзор уже возят грузовиками. При этом совершенно очевидно, что все это абсолютно бессмысленно, поскольку такого объема документов все равно не под силу прочитать никому,- констатировал глава комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов.- Кроме того, крайне острым является вопрос отзыва аккредитации у ряда вузов. Да и судьба студентов закрытых образовательных учреждений не всегда оказывается счастливой».
Все это и многое другое, подчеркнул Никонов, свидетельствует: процедуру госаккредитации и лицензирования пора менять. Но весь вопрос заключается в том, как именно это делать. А дьявол, как известно, кроется в деталях.
Правда, необходимость перемен признал и приглашенный на слушания нижней палаты парламента глава Рособрнадзора Сергей Кравцов. В числе проблем он также признал и «избыточность перечня запрашиваемых документов». И «качество работы экспертов, принимающих решение о выдаче или невыдаче аккредитации, а также их подготовки». И незначительное участие в этой процедуре общественности (в настоящее время, отметил он, для этой работы аккредитованы лишь девять общественно-профессиональных объединений). И проблемы некоторых формулировок федеральных государственных образовательных стандартов, коим вузовские документы обязаны неуклонно следовать (и что, добавим, не всегда возможно, если все делать по уму).
Однако перемены, дал понять чиновник, должны идти однозначным путем: не революция, а эволюция системы, не устраивающей практически никого. А в целом и лицензирование, отражающее условия, в которых ведется образовательный процесс, и аккредитация, отвечающая за его качество, в основе своей должны сохраниться. И, что характерно, под эгидой нынешнего гсоведомства.
Примечательно, что этот подход в целом поддержали и депутаты. Так, глава думского экспертного совета по высшей школе Гаджимет Сафаралиев, хоть и признал, что «нынешняя система лицензирования, скорее, репрессивная и не влияет на качество образования», «процедура аккредитации непрозрачна и не отвечает интересам системы образования», а «отбор экспертов случаен» и «отчетность слишком велика», не поддержал ранее высказанной группой ведущих вузов идеи изъятия аккредитации из ведения Рособрнадзора и передачи профессионально-образовательному сообществу.
Все, что он предложил — это разбавить группу чиновничьих экспертов представителями системы высшего образования и придать процедуре аккредитации возможно большую публичность. Среди других предложений этого депутата - дифференциировать подход к аккредитации вузов и образовательных программ в зависимости от «степени риска», характеризующего качество работы данного вуза; введение балльной системы оценки качества работы вузов и цифровизация отчетной документации.
Коллегу в целом поддержал и первый зампред комитета по образованию и науке Олег Смолин. Единственное, с чем он не согласился — деление вузов по «категориям свежести», уже окрещенное, по его словам, в регионах как «образовательный колониализм». Правда, главной задачей он назвал «перенос центра тяжести от процедуры аккредитации и лицензирования на результаты, характеризующие качество образования». Но делать это, как, очевидно, считают в Думе, пусть и с некоторым участием образовательного сообщества, по-прежнему в целом должны чиновники Рособрнадзора. То есть, радикальных перемен к лучшему ждать в ближайшее время, похоже, не стоит.
Валерий Горелик, председатель Совета по профессиональным квалификациям в индустрии красоты: «Нередко бывает так, что экспертов, проводящих аккредитацию, в учебных заведениях, да и профессиональном сообществе никто не знает. И проводят они эту «аккредитацию» по неизвестным критериям, не имеющим никакого отношения к профессиональным стандартам. Неудивительно, что в ряде случаев такая «аккредитация» или никак не влияет на качество обучения, или влияет негативно».