Как сообщили РОСВУЗу разработчики из Высшей школы экономики, на информационном ресурсе «одного окна», организующем доступ к сотням образовательных онлайн-курсов, начал работу автоматический сервис психометрической экспертизы, позволяющий существенно повысить качество образовательного контента и эффективность обучения. Сервис психометрической аналитики разработан НИУ ВШЭ по заданию Министерства науки и высшего образования в рамках приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда» (СЦОС) для повышения эффективности освоения онлайн-курсов.
«Сегодня в мире огромными темпами развивается специальное направление науки — психометрика, она позволяет существенно повысить качество и надежность процедур оценки в онлайн-курсах. На основе достижений психометрики с помощью искусственного интеллекта можно будет создавать множество вариантов экзаменационных заданий. Компьютерные технологии помогут повысить эффективность и доверие к онлайн-обучению, а также утвердить онлайн-курсы в качестве равноправных элементов образовательной программы наряду с занятиями в аудиториях. Сервис психометрической аналитики, который разработали специалисты Высшей школы экономики, – одна из таких технологий», – разъяснил суть дела ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.
При прохождении онлайн-курса его слушатели оставляют так называемый «цифровой след»: статистику по просмотрам видеоматериалов, по выполнению тестовых заданий (время прохождения, количество попыток, соотношения правильных/неправильных ответов), по оценке работ других студентов (peer review). Этот массив данных, который хранится на платформе онлайн-курсов, теперь может быть проанализирован в автоматическом режиме при помощи нового сервиса.
Сервис анализирует онлайн-курс по четырем основным направлениям: трудности контента, изменению подготовленности студентов, взаимодействию студентов с контентом, анализу оценочных средств. Аналитический отчет, который получает разработчик курса, включает в себя рекомендации по его модернизации с целью повышения качества онлайн-курса. Отчеты и рекомендации позволяют оптимизировать трудность и доступность содержания курса для слушателей, увеличить вовлеченность студентов, привести в соответствие уровни сложности курса и подготовленности учащихся, а также улучшить оценочные средства онлайн-курса (тестовые задания и задания на взаимное оценивание).