Во время «прямой линии» с Владимиром Путиным разбирался вопрос с зарплатой педагога из Якутии. Однако, как стало известно РОСВУЗу, на имя президента ушла и другая жалоба - на общую несправедливость нынешнего принципа начисления своих зарплат. Слишком многое, по оценке учителей, отдано на откуп директорам школ, а отсюда и прямой произвол при распределении стимулирующих надбавок и то и основных ставок. И как следствие - такое негативное явление, как «бедность работающих». «Новая система оплаты труда - главная причина бедности учителей и преподавателей»,- не сомневается столичный учитель Ирина Канторович.
Несправедливую систему расчета величины заработков создали, по оценке учителей, законы начала 2000-х годов. В частности, ФЗ 131 от 6 октября 2003 года и ст. 144 Трудового кодекса России, на практике передавшие право определения размеров зарплат не органам местного самоуправления, а администрация школ.
Это, кстати, в ходе июньской прямой линии 2017 года признавал и сам Путин: «У нас деньгами учителей и определением уровня заработной платы распоряжается сама школа, она определяет штатное расписание и доплаты к окладу...»,- говорил он тогда. Беда лишь в том, что президент, с точки зрения учителей, «не полно обрисовал ситуацию: школа определяет не только доплаты, но и размер окладов. На практике они назначаются совершенно произвольно под конкретных людей».
Так, например, в Каргополе зарплата одной из представительниц сферы образования с 1 сентября сократится в два раза, а актуальный оклад работника сферы образования составляет там 2750 рублей, отмечалось недавно на заседании президентского Совета по правам человека, где также обсуждались эти сюжеты. Да и столичные педагоги говорят о необходимости перемен:
«Например, в московской бюджетной школе «Технологии обучения»,- сообщила педагог Ирина Канторович,- актуальные оклады секретаря учебной части 34 690 руб. и водителя — 46 800 руб. Для занятия данных должностей высшее образование не требуется. Однако предусмотренные для них оклады выше оклада тьютора в 33 336 руб., хотя это работник с высшим педагогическим образованием. Или возьмем другой пример. В 2015 году моя зарплата педработника, кандидата наук за ставку работы могла максимум составить около 35 тысяч руб., тогда как несколько десятков среднемесячных топзарплат других работников этого бюджетного учреждения составляют каждая более 0,5 млн руб.».
При этом ставка на управляющие советы и профсоюзы как противовесы произволу администрации учебных заведений при распределении зарплат не оправдалась, констатируют учителя: в советы набирают главным образом лояльных членов; официальные профсоюзы администрации не помеха, что же касается профсоюзов независимых, то «поскольку речь идет о больших деньгах, члены не карманных профсоюзов, пытающиеся защитить права работников, подводятся ею под увольнение». Таким образом, действующая Новая система оплаты труда (НСОТ) позволяет законно платить сотрудникам одной должности и одной нагрузки зарплату с разницей в разы. Об этом, кстати, публично, хоть и применительно к системе высшего образования, говорила и министр Ольга Васильева: «Мои коллеги, департамент контрольно-ревизионной деятельности, сделали уже целую подборку схем, как руководство вузов, повышая достаток только отдельных, приближенных, преподавателей, фактически не повышает зарплату педагогического коллектива. По принципу у тебя 20 тыс. руб., у меня 120 тыс., а средняя у нас 70 тыс.».
Короче, «несправедливость, нищенские зарплаты большинства сотрудников, произвол администрации в выплате стимулирующих – реалии современности, порожденные НСОТ,- пишут учителя президенту.- Если не изменить указанные законы, породившие законный механизм перевода бюджетных денег не на те цели, на которые они выделялись, а на стимулирующие выплаты сотрудников, избранно указанных директором, нашу страну ждут серьезные социальные потрясения».
«На федеральном уровне в целях обеспечения прозрачного механизм оплаты труда руководителей учреждений Минобрнауки России установлен ведомственный контроль за соблюдением предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы руководителей и средней заработной платы работников организации.,- прокомментировали ситуацию РОСВУЗу в министерстве.- Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных учреждениях, реализуемая в 2012-2018 гг, предусматривает такую форму трудового договора как «эффективный контракт», который устанавливает в трудовом договоре показатели поощрения за достижение положительных результатов труда. При этом в отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения. Переход к «эффективному контракту» образовательными и научными организациями, подведомственными Минобрнауки России, ведется с 2013 года и планируется к завершению в этом году. К началу текущего года трудовые отношения на принципах «эффективного контракта» оформлены с 96,4% работников образовательных организаций. За последний период предпринят ряд мер, существенно повышающих правовую защищенность работников образовательных организаций. Помимо повышения заработной платы мы считаем важным вопрос ее справедливого распределения. В декабре 2017 года министерством разработаны и направлены во все регионы методические рекомендации по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций, предписывающие распределять средства зарплатного фонда таким образом, чтобы размер окладов и ставок заработной платы составлял не менее 70% фонда оплаты труда организации, обеспечивая тем самым для работника понятную гарантированную часть ежемесячной зарплаты.
Увы, эти и другие полезные рекомендации школьная администрация, как показывает практика. сплошь и рядом выносит за скобки.