Страна:
Язык:
← Вернуться назад

В ИПЭИ обсудили основные тенденции развития и реформирования российской системы частного образования

Автор

Печатная версия Отправить по почте
Отправлено успешно!

Президентская Академия 22 мая в рамках реализации проекта «Основные тенденции развития и реформирования российской системы образования» провела на своей базе очередной экспертный семинар из серии «Управление образовательными системами», который был посвящен тематике «Эволюция частного образования в Российской Федерации».  Мероприятие организовано Центром экономики непрерывного образования ИПЭИ под руководством директора Центра экономики непрерывного образования Татьяны Клячко, которая открыла мероприятие и приветствовала участников экспертного семинара.

Для экспертного обсуждения были предложены следующие вопросы: 1. Достижения и перспективы частного образования в России; 2. Роль частного образования в социальной политике государства; 3. Государственная образовательная политика и частное образование; 4. Государственно-частное партнерство; 5. Тренды в современном частном образовании; 6. Частное образование: бизнес или социальная сфера? с какими проблемами столкнулись организации и общество? пути их решения; 7. Существует ли равенство государственных и частных образовательных организаций? частным образованием на разных образовательных уровнях; 9. Российский и зарубежный опыт развития частного образования; 10. Экономика и управление в частном и государственном вузе; 11. Принципиальные отличия частного и государственного образования; 12. Сравнительный анализ управления в государственном и частном вузе; 13. Отношение частных вузов и общеобразовательных школ к современным образовательным стандартам; 14. Почему частное образование под угрозой исчезновения в России?

С вступительным словом выступил один из инициаторов экспертного семинара, руководитель проекта РОСВУЗ.РФ Амет Володарский, остановившийся на вопросах частного образования в Российской Федерации и его видении механизмов решения существующих проблем.. Отдельно эксперт остановился на том, что вышедший в марте 2018 года в рамках издательской деятельности Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации бюллетень «Развитие негосударственных вузов в России»  достаточно точно определяет сложившуюся ситуацию в рассматриваемой области и помогает в выработке согласованной национальной политики в сфере частного образования.

Заместитель директора ЦЭНО Елена Полушкина представила презентацию «Перспективы спроса на услуги образования в регионах России: от дошкольного до среднего профессионального», подготовленную ею и сотрудниками Центра Сергеем Беляковым, Валерием Григорьевым и Ларисой Бедаревой по результатам проведенных ЦЭНО исследований в рассматриваемой области.

В первом разделе презентации рассмотрена тематика дошкольного образования, в том числе доступность дошкольного образования по регионам России. Материалы были подготовлены на основании статистических данных 2016 г. Для оценки конкретных ситуаций были выбраны Новгородская и Московская области. По уровню доступности дошкольного образования Новгородская область находится на 4 месте с показателем в 81,7%, а Московская на 80 месте с показателем 63,9 %. В материале проанализированы консолидированный бюджет регионов России на дошкольное образование в расчете на одного воспитанника и на одно место, параметры заработной платы, а также представлен анализ кадровой ситуации в сегменте дошкольного образования. По результатам анализа были оценены возможности развития частного образования в российских регионах.

В ходе проведения работ по развитию социального предпринимательства в Новгородской области старший научный сотрудник ЦЭНО Алексей Демидов выявил в рамках анализа проектов, представленных в Центр инновации социальной сферы региона разработку, направленную на создание частных детских садов в строящихся микрорайонах Великого Новгорода на примере микрорайона «Ивушки».  Проблемы для микрорайона актуальны и реальны: всего 784 ребенка в возрасте от 8 месяцев до 7 лет стоят в очереди в детский сад; из них 343 ребёнка в возрасте от 8 месяцев до 3 лет стоят в очереди в учреждения ясельного уровня;  микрорайон новый, строящийся, однако детского сада нет, а в близлежащих детсадах мест  также уже нет; 95 % населения микрорайона – молодые семьи с детьми, где оба родителя трудоспособны. Указанные показатели дают основание предполагать, что с учётом растущего жилищного строительства, развития промышленности и сельского хозяйства, а также улучшения демографической ситуации за счёт повышения рождаемости, практически во всех регионах страны ситуация с доступностью дошкольного образования будет только усугубляться.

Возвращаясь к презентации ЦЭНО, необходимо отметить, что представленная оценка доступности общего образования не представляет большого интереса для частного сектора, т.к. рассматриваемый сектор образования практически на 100 % занят государственной и муниципальными системами школьного образования и исключения составляют элитные или узкоспециализированные частные образовательные организации.

В презентации представлен прогноз численности обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена.  Предполагается, что предстоит устойчивый рост численности студентов до 3209,9 тыс чел. к 2024г., что по сравнению с 2016г. составит рост на 1178,6 тыс чел. или на 58,0%..

Авторы презентации представили три варианта прогноза в рассматриваемом сегменте: 1. стабилизация расходов на одного студента на достигнутом уровне 2016 г., т. е. 74,0 тыс руб. на человека в год; бюджет сможет обеспечивать обучение растущего числа студентов до 2023 г., когда возникнет дефицит финансирования для обучения 106,0 тыс студентов; 2. стабилизации расходов в расчете на одного студента на уровне 2014 г., т. е. 102,8 тыс руб.; дефицит финансирования возникнет, начиная уже с 2017 г. и будет только расти; 3. рост расходов в расчете на одного студента на 2,0% в год от уровня 2016 г., т. е. от 74,0 тыс руб.; бюджет может обеспечить обучение ожидаемой численности студентов до 2020 г., после чего будет нарастать дефицит финансирования; к 2024 г. бюджет не сможет финансировать обучение 760,7 тыс чел. или 23,7% ожидаемого контингента. Таким образом, в системе СПО появляются возможности развития частного образования для удовлетворения быстро растущего спроса на среднее профессиональное образование.

С презентацией «Структура финансирования по уровням образования» на экспертном семинаре выступила директор ЦЭНО Татьяна Клячко. Анализ был проведен на доступных материалах 2015 г.

 Структура средств дошкольных организаций при  объеме внебюджетных средств 690 млн руб. разделена в процентном соотношении на средства населения в 13,4 %, родительские средства в 12,9 %, средства организаций в объеме 0,7%, при объеме бюджетных средств в  85,4%.

Структура средств  частных общеобразовательных организаций при общем объеме средств  в 25201.7 млн рублей состоит из бюджетных средств в объеме  19,2%, средств населения в объеме 60,8%  и средств организаций в объеме 17,6 %.

Структура средств  частных организаций СПО при общем объеме средств в  5234.8 млн руб представлена бюджетным объемом в 0,7%,  средствами населения в объеме  62,2 % и средствами организаций в объеме 36,1 %.

Структура средств  частных  вузов при общем объеме в 50074.0 млн руб. представлена бюджетным объемом в 2,9%,  средствами населения в объеме – 79,3 % и средствами организаций в объеме 14,6 %.

Стоит отметить, что согласно подготовленному в 2017 г. изданием East-West Digital News «Исследованию российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий», общий объем рынка образования в России в прошлом году составлял 1,8 трлн рублей с долей частного бизнеса в 19,2% (351,7 млрд рублей). К 2021 году эксперты ожидают роста рынка в целом до 2 трлн рублей, и согласно их прогнозам, доля частного бизнеса сократится до 18,9%, хотя в абсолютном выражении этот сегмент ждет небольшой рост до 385,4 млрд рублей https://www.csr.ru/news/chastnoe-obrazovanie-v-rossii/

Председатель Совета АНВУЗ России, ректор Российского нового университета (РосНОУ) Владимир Зернов   представил развернутую презентацию, с которой были проанализированы положительные стороны частного сектора высшего образования, проблемное поле и перспективы решения стоящих задач.

Ведущий советник Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, автор бюллетеня «Развитие негосударственных вузов в России»  Инна Каракчиева отметила в своём выступлении, что негосударственный сектор высшего образования успешно развивается во всем мире. Примером тому могут служить не только известнейшие университеты, входящие в число лидеров мировых рейтингов — Гарвард, Йель, Стэнфорд, — но и частные вузы, созданные сравнительно недавно в таких странах, как Южная Корея, Китай, Япония, Сингапур и др. На вопрос «А что же у нас в стране?» необходимо отметить, что на фоне отсутствия стратегии развития данного направления в вузовском образовании и неразвитости форм государственной поддержки частных вузов их число за последние пять лет снизилось более чем на четверть. Сформировавшийся в начале 2000-х годов негативный бэкграунд негосударственных вузов — это и серьезный тормоз в развитии негосударственного сектора высшего образования, и свидетельство  отсутствия системного подхода к его поддержке со стороны государства.

Эксперт Аналитического центра также отметила, что низкий уровень осведомленности общества, бизнеса о значимости, достижениях и конкурентных преимуществах негосударственных вузов не только сужает возможности и доступность высшего образования, но и замедляет развитие рыночных механизмов управления высшим образованием.

В заключении Инна Каракчиева заявила, что развитие негосударственного сектора высшего образования позволяет снизить затраты государственного бюджета на исследования, разработки и обучение, влияет на рост инвестиционной привлекательности всей сферы высшего образования. Необходимость выработки стратегии дальнейшего развития негосударственного сектора высшего образования ставит ряд задач не только перед ответственным федеральным органом исполнительной власти, но и перед самими частными вузами."

Амет Володарский по результатам мероприятия высказался о том, что всем заинтересованным сторонам предстоит работа и по продвижению наших согласованных позиций и по разработке "дорожной карты" в развитии частного сектора образования в России.  Решение вышеперечисленных задач послужит доказательством наличия равных прав и возможностей для всех участников, занятых в сфере образования, даст возможность на государственном уровне использовать накопленный за десятилетия профессиональный опыт частных образовательных организаций  и послужит новым стимулом к дальнейшему совершенствованию и развитию образования в стране.

Руководитель  РОСВУЗ.РФ отметил значимость проведенного семинара, во-первых, потому, что руководители системы частного образования познакомились с Татьяной Львовной Клячко, её командой, их позицией и видением
стратегии развития образования с учетом экономических реалий и управленческих перспектив, а во-вторых, эксперты обменялись мнениями и уже, приступили к совместным работам по изучению и анализу потребностей частного
образования, для предоставления материалов для дальнейшего использования при работе по стратегии развития образования в России.

Говоря о тематике развития некоммерческого и частного сегмента дошкольного образования необходимо отметить, что в послании Президента России Федеральному собранию еще в 2013 году был заявлен приоритет развития частного дошкольного образования: «...Особое внимание нужно уделить дошкольным учреждениям, в том числе поддержать создание частных учреждений подобного рода. Надо, наконец, дать людям нормально работать, повсеместно открывать надомные, малокомплектные детские сады, группы продлённого дня, а значит, предоставить родителям возможность выбора дошкольного учреждения без очередей и нервотрёпки».

ЦЭНО сегодня продолжает уделять особое внимание тематике дошкольного образования в целом. В том числе в номер 1-2 журнала «Народное образование» за 2018 г. была опубликована статья Татьяны Клячко, Елены Семионовой и Галины Токаревой «Доступность качественного дошкольного образования в России» .  

 Обсуждая итоги проведенного 22 марта с.г. экспертного семинара серии «Управление образовательными системами» руководитель ориентированного на развитие дошкольного образования Российского фонда развития образования «Сообщество»  Анна  Золотова предложила одной из тем будущих экспертных семинаров сделать обсуждение вопросов дошкольного образования.

Исходя из изложенного ЦЭНО организует осенью проведение экспертного семинара по тематике дошкольного образования, где одной из тем станет проблематика развития частного сегмента.

 

Получать новости ежедневно на E-Mail
Получать новости еженедельно на E-Mail
Поделись в соц.сетях
Комментарии для авторизированных пользователей

Источник:

Последние новости
Школы - 4 июля 2020

В России наконец стартовал ЕГЭ-2020

3 июля участники основного периода ЕГЭ текущего года сдавали первые экзамены: информатику, географию и литературу. Заявления на участие в ЕГЭ по литературе подали более 58 тыс. человек, по географии – около 17 тыс. человек, по информатике – более 98 тысяч.

Школы - 3 июля 2020

Все пункты проведения ЕГЭ прошли дезинфекцию перед началом экзаменов

К первым ЕГЭ 3 июля во всех пунктах проведения экзаменов (ППЭ) проведена уборка с применением дезинфицирующих средств перед началом ЕГЭ, заверили РОСВУЗ в Рособрнадзоре.

Школы - 2 июля 2020

ЕГЭ в условиях пандемии: ВЦИОМ опубликовал результаты исследования

Несмотря на явные проблемы с дистанционным обучением детей на протяжении практически всей 4-й четверти, примерно 43% родителей старшеклассников, окончивших в этом году 9-е - 11-е классы, считают, что в целом качество подготовки к ЕГЭ в школе, где учатся их дети, очень хорошее или хорошее.

Школы - 5 июля 2020

«Росэлектроника» и «Кванториум» помогут школьникам освоить инженерные профессии будущего

На базе Челябинского радиозавода «Полет» (входит в концерн «Вега» холдинга «Росэлектроника») дети будут изучать основы моделирования, робототехники и схемотехники.

Школы - 4 июля 2020

Сбербанк открывает летнюю цифровую школу для преподавателей вузов

Для обучения будет доступно три трека: Data Science, Data Engineering и Java Development. Всего курсы сможет пройти 600 человек, по итогам участники получат удостоверение о повышении квалификации

Школы - 30 июня 2020

Врио руководителя Рособрнадзора посетил пробный ЕГЭ

На месте чиновник ознакомился с тем, как организован проход участников в экзаменационный пункт, бесконтактная термометрия, какие меры безопасности применяются в аудиториях сдачи экзаменов.

Новости по темам

Голосование

Голосование

21 сентября 2018 Вопрос от Росвуза
Нужно ли законодательно запретить использование мобильных телефонов в школе?
Да, это повысит уровень внимания детей и учителей. 51.7%
Нет, это ограничение прав ребёнка. 48.3%

Получение прав модератора страницы.


Заполните заявку. Мы свяжемся свами в ближайшее время.









Отправить

Ваш город ?

Выберите ваш город