В реформированном правительстве России больше не будет Минобрнауки. Просуществовавшее в своем нынешнем виде чуть более полутора десятилетий, это ведомство разбивается на Министерство просвещения, в ведение которого уходят детские сады, школы и среднее профтехобразование, и Миннауки, к которому помимо исследовательских институтов и РАН отойдут и вузы. Кроме того, статус самостоятельных организаций, напрямую подчиняющихся правительству России, получают ранее входившие в состав Минобрнауки Рособрнадзор и Росмолодежь. При этом Минпросвещение возглавит прежняя глава Минобрнауки Ольга Васильева, а Миннауки — глава прежнего ФАНО Михаил Котюков.
Реформа Минорнауки вызвала неоднозначные оценки в обществе и образовательном сообществе. Ряд ведущих экспертов, как, скажем, директор Федерального института развития образования Александр Асмолов, не увидел в ней ничего, кроме тенденции к разбуханию бюрократического аппарата и неумения наладить эффективную работу ведомства. «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь»,- напомнил он РОСВУЗу известную басню.
В то же время многие другие эксперты, и прежде всего, в сфере академической науки, считают разделение Минобрнауки на разные этажи образования — дошкольное со средним, с одной стороны, и высшее с поствузовским и наукой, с другой, закономерным и абсолютно правильным. При этом особое значение они придают объединению под «одной рукой» вузов с научными учреждениями, а, значит, и вузовской науки с академической, ранее остро конкурировавших между собой. Объединенными усилиями, надеются они, РАН и вузы смогут продвинуть вперед отечественную науку, переживавшую в последние десятилетия, скажем прямо, не самые легкие времена.
Однако сторонники системы непрерывного образования, столь популярной сегодня в мире и в нашей стране в том числе, не согласны. Они крайне недовольны ведомственным отделением школы от вуза: «Это противоречит указанному ведущему тренду XXI века»,- с полным на то основанием утверждают эти эксперты.
Не меньшие споры вызывают и кандидатуры обоих министров, на прошлой неделе утвержденных в своих новых должностях указом президента страны.
Так, Михаил Котюков, возглавивший всю отечественную науку и вузы, абсолютно неизвестен в образовательной среде и не очень популярен в академической. До недавнего времени он возглавлял Федеральное агентство научных организаций — ФАНО, несколько лет назад буквально навязанное Российской академии наук «сверху» для управления ее финансовыми потоками и обширной собственностью, а через них — и основными научными проектами РАН. Особой славы в РАН на этом поприще глава ныне упраздненного ФАНО не сыскал. Между тем, теперь, с назначением его министром, сфера влияния Котюкова лишь возрастет за счет включения в нее и вузовской отрасли.
Еще важнее, что заметно возрастет и статус Котюкова. Отныне он руководит не только и не столько финансово-хозяйственной деятельностью академии, сколько ее научной работой. А между тем сам он не имеет даже низшей ученой степени — кандидатской. И это вызывает у многих ученых очень большие вопросы и сомнения.
Неоднозначно и отношение к назначению министром просвещения Ольги Васильевой. В то время, как многие одобряют все или почти все сделанное ею на посту главы Минобрнауки, находится и немало критиков ее деятельности. Так, например, весьма сомнительным в эпоху широчайшего распространения интернета и цифровых моделей обучения представляется ее курс на введение в школе единых образовательных стандартов, программ и учебников: «Ну о каком едином учебнике можно говорить, когда планшеты открывают детям прямой доступ к неограниченным объемам информации в интернете, а педагогам - возможность готовиться к урокам в Московской электронной школе по самым разным учебникам, пособиям и материалам своих коллег?!»- заявил в этой связи РОСВУЗу Уполномоченный по правам ребенка города Москвы Евгений Бунимович.
Впрочем, еще одна, притом весьма заметная часть экспертов не сомневается: ни ведомственные, ни персональные изменения в сфере образования и науки никак не скажутся на процессах, там происходящих.
«Да были уже у нас эти слияния-разлияния и укрепнения-разделения! А их результат обычно такой же, как если вместо синего пальто надеть красное - вид другой, а тепло сохраняется так же,- заявила РОСВУЗу директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Татьяна Клячко.- Вот и сейчас, как все шло, так, думаю, и пойдет дальше, как в новом Минпросвещения, так и в новом Миннауки. Правда, с точки зрения действующих приоритетов развития страны, предусматривающих введение непрерывного образования от яслей до непрерывного поствузовского или, как я обычно говорю, от рождения и до смерти, решение вырвать из этой единой системы высшее образование выглядит странно. Но, с другой стороны, единой системы непрерывного образования у нас реально так и не появилось. Так что и в этом плане особой разницы нет».