Страна:
Язык:
← Вернуться назад

Минобрнауки разрослось до четырех ведомств

Автор

Печатная версия Отправить по почте
Отправлено успешно!

В реформированном правительстве России больше не будет Минобрнауки. Просуществовавшее в своем нынешнем виде чуть более полутора десятилетий, это ведомство разбивается на Министерство просвещения, в ведение которого уходят детские сады, школы и среднее профтехобразование, и Миннауки, к которому помимо исследовательских институтов и РАН отойдут и вузы. Кроме того, статус самостоятельных организаций, напрямую подчиняющихся правительству России, получают ранее входившие в состав Минобрнауки Рособрнадзор и Росмолодежь. При этом Минпросвещение возглавит прежняя глава Минобрнауки Ольга Васильева, а Миннауки — глава прежнего ФАНО Михаил Котюков.

Реформа Минорнауки вызвала неоднозначные оценки в обществе и образовательном сообществе. Ряд ведущих экспертов,  как, скажем, директор Федерального института развития образования Александр Асмолов, не увидел в ней ничего, кроме тенденции к разбуханию бюрократического аппарата и неумения наладить эффективную работу ведомства. «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь»,- напомнил он РОСВУЗу известную басню.

В то же время многие другие эксперты, и прежде всего, в сфере академической науки, считают разделение Минобрнауки на разные этажи образования — дошкольное со средним, с одной стороны, и высшее с поствузовским и наукой, с другой, закономерным и абсолютно правильным. При этом особое значение они придают объединению под «одной рукой» вузов с научными учреждениями, а, значит, и вузовской науки с академической, ранее остро конкурировавших между собой. Объединенными усилиями, надеются они, РАН и вузы смогут продвинуть вперед отечественную науку, переживавшую в последние десятилетия, скажем прямо, не самые легкие времена.

Однако сторонники системы непрерывного образования, столь популярной сегодня в мире и в нашей стране в том числе, не согласны. Они крайне недовольны ведомственным отделением школы от вуза: «Это противоречит указанному ведущему тренду XXI века»,- с полным на то основанием утверждают эти эксперты.

Не меньшие споры вызывают и кандидатуры обоих министров, на прошлой неделе утвержденных в своих новых должностях указом президента страны.

Так, Михаил Котюков, возглавивший всю отечественную науку и вузы, абсолютно неизвестен в образовательной среде и не очень популярен в академической. До недавнего времени он возглавлял Федеральное агентство научных организаций — ФАНО, несколько лет назад буквально навязанное Российской академии наук «сверху» для управления ее финансовыми потоками и обширной собственностью, а через них — и основными научными проектами РАН. Особой славы в РАН на этом поприще глава ныне упраздненного ФАНО не сыскал. Между тем, теперь, с назначением его министром, сфера влияния Котюкова лишь возрастет за счет включения в нее и вузовской отрасли.

Еще важнее, что заметно возрастет и статус Котюкова. Отныне он руководит не только и не столько финансово-хозяйственной деятельностью академии, сколько ее научной работой. А между тем сам он не имеет даже низшей ученой степени — кандидатской. И это вызывает у многих ученых очень большие вопросы и сомнения.

Неоднозначно и отношение к назначению министром просвещения Ольги Васильевой. В то время, как многие одобряют все или почти все сделанное ею на посту главы Минобрнауки, находится и немало критиков ее деятельности. Так, например, весьма сомнительным в эпоху широчайшего распространения интернета и цифровых моделей обучения представляется ее курс на введение в школе единых образовательных стандартов, программ и учебников: «Ну о каком едином учебнике можно говорить, когда планшеты открывают детям прямой доступ к неограниченным объемам информации в интернете, а педагогам - возможность готовиться к урокам в Московской электронной школе по самым разным учебникам, пособиям и материалам своих коллег?!»- заявил в этой связи РОСВУЗу Уполномоченный по правам ребенка города Москвы Евгений Бунимович.

Впрочем, еще одна, притом весьма заметная часть экспертов не сомневается: ни ведомственные, ни персональные изменения в сфере образования и науки никак не скажутся на процессах, там происходящих.

«Да были уже у нас эти слияния-разлияния и укрепнения-разделения! А их результат обычно такой же, как если вместо синего пальто надеть красное - вид другой, а тепло сохраняется так же,- заявила РОСВУЗу директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований  РАНХиГС Татьяна Клячко.- Вот и сейчас, как все шло, так, думаю, и пойдет дальше, как в новом Минпросвещения, так и в новом Миннауки. Правда, с точки зрения действующих приоритетов развития страны, предусматривающих введение непрерывного образования от яслей до непрерывного поствузовского или, как я обычно говорю, от рождения и до смерти, решение вырвать из этой единой системы высшее образование выглядит странно. Но, с другой стороны, единой системы непрерывного образования у нас реально так и не появилось. Так что и в этом плане особой разницы нет».

 

Получать новости ежедневно на E-Mail
Получать новости еженедельно на E-Mail
Поделись в соц.сетях
Комментарии для авторизированных пользователей

Источник:

Последние новости
До школы - 16 января 2024

Когда начинать развиваться? TOP RV

Важные изменения совершаются в психике ребенка между тремя и семью годами. Освоение движений и овладение речевым общением создают богатейшие возможности для приобретения ребенком собственного опыта. Ребенок усваивает такой инструмент познания, как наблюдение, и знакомится с окружающим миром. В этот период идет формирования основных нейронных связей мозга.

До школы - 12 октября 2022

Рособрнадзор – полицейский в образовании

По статистике Рособрнадзора, с 2014 по 2018 год количество государственных вузов сократилось на 17%, их филиалов – более чем в 2 раза, частных вузов стало в 2 раза меньше, а их филиалов – в 5 раз. При этом большинство учебных заведений были закрыты в результате массовых проверок и предписаний самого надзорного органа.

Вузы - 4 июля 2022

Бизнес активно участвует в подготовке квалифицированных специалистов

Система вузовского образования сегодня четко нацелена на требование времени: молодежь должна получить профессию не только интересную, но и перспективную - которая будет востребована на рынке труда и сейчас, и через 20 лет.

Вузы - 28 ноября 2022

Какой будет стипендия в 2023 году?

Минобрнауки анонсировало существенное увеличение именных стипендий - они выдаются по строгому отбору и только на год. Обычная стипендия - тоже вырастет, но лишь на уровень инфляции.

Школы - 23 августа 2022

Нас ждет учебный год по-новому

Впервые торжественная линейка 1 сентября начнется с государственного гимна и поднятия флага. При этом церемония станет еженедельной для всех школ, а честь поднимать флаг нужно будет заслужить - такая возможность появится у учеников, учителей и родителей. Какие еще новшества ждут школу в наступающем учебном году?

Школы - 6 июня 2022

В понедельник проходят ЕГЭ по истории и физике

Сегодня, 6 июня, пройдут экзамены по истории и физике. На участие в ЕГЭ по истории заявилось более 102,5 тысячи человек. Единый по физике намерены сдавать около 114 тысяч участников.

Новости по темам

Голосование

15 сентября 2020 Опрос от РосВуз
Какую школу или детский сад вы выберете при условии бесплатного обучения?
Частное образовательное учреждение 51.8%
Государственное образовательное учреждение 48.2%

Голосование

21 сентября 2018 Вопрос от Росвуза
Нужно ли законодательно запретить использование мобильных телефонов в школе?
Да, это повысит уровень внимания детей и учителей. 52.3%
Нет, это ограничение прав ребёнка. 47.7%

Получение прав модератора страницы.


Заполните заявку. Мы свяжемся свами в ближайшее время.









Отправить

Ваш город ?

Выберите ваш город