Страна:
Язык:
← Вернуться назад

Федеральная антимонопольная служба: аккредитация вузов должна быть отменена!

Автор

Печатная версия Отправить по почте
Отправлено успешно!

По нынешним правилам ряд вузов наделен официальным правом вести обучение студентов по собственным Федеральным государственным образовательным стандартам — ФГОСам.  Но вот к ним приходят проверяющие из Рособрнадзора и, сличив тексты стандартов, находят несоответствия. Итог — приостановка, а в перспективе и лишение вузовской аккредитации по данному направлению образования. И коррупция здесь — далеко не последний фактор. Такова нынешняя система аккредитации вузов, мириться с которой больше нельзя, решили 11 мая участники совместного заседания Ассоциации «Глобальные университеты» и Ассоциации ведущих университетов.

По оценке главы ФАС Игоря Артемьева, «сегодняшняя оценка проверки качества образования через процедуру аккредитации непрозрачна и управляется в ручном режиме, следствием чего стала ее большая коррупциогенность. При этом оценивает она лишь опосредованно связанные с качеством образования факторы, тогда как исследовать качество образования нужно посредством тестирования студентов. И чем более независимой будет эта процедура, тем более объективной она станет».

Добиться этого результата, по словам чиновника, можно лишь одним путем — отменить процедуру аккредитации вузов, давно ставшую «анахронизмом, сохранившимся только в образовании и исчезнувшим во всех других отраслях». В противном случае отечественное высшее образование так и будет биться в паутине опутавших его чиновничьих проверок, далеко не всегда бескорыстных. Вот лишь один пример типичной «ловушки», подстраиваемой проверяющими, дабы не выдать даже вполне успешному вузу необходимой ему аккредитации:

«Сличив тексты ФГОСа со стандартом, по которому учит вуз, имеющий официальное право на обучение по собственным программам, проверяющие, естественно, находят разночтения. И на этой основе приостанавливают аккредитацию по данному направлению обучения. Единственное из возможных в данный момент решений этой проблемы — поход вуза в суд. Правда, там, скорее всего, после разбирательства вынесут справедливое решение. Но на это в лучшем случае уйдут месяцы. А до тех пор — тяжелейший удар по репутации вуза и негативное влияние на его доброе имя. Да и кто вспомнит потом, что это доброе имя восстановлено судом? А вот то, что вуз потерял аккредитацию, запомнится надолго!»- обрисовал общую ситуацию глава секретариата Ассоциации ведущих университетов, первый проректор СпбГУ Илья Дементьев.

Что делать? А вот что: в России необходимо создать новую систему оценки качества высшего образования, заявили ректоры Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов и СПбГУ Николай Кропачев:

«В ходе госаккредитации  проверяется не качество образования, а технические условия реализации образовательного процесса: кадровые, финансовые и материально-технические аспекты работы вуза, а также ее соответствие требованиям нормативных документов. Содержательные же аспекты образовательного процесса, качество подготовки студентов и выпускников остаются за ее рамками. При этом вместо того, чтобы стимулировать улучшения, государственная аккредитация лишь фиксирует формальные недостатки (например, что лекцию прочитал ассистент, хотя не имеет на это права, или что в программу не включены обязательные лабораторные работы). В результате она сдерживает внедрение в вузах инноваций и требует такой огромной бумажной работы, что для подготовки аккредитационных процедур появились не только специальные подразделения в вузах, но и компании, специализирующиеся на данном виде работ!»

Нам нужна другая система, подчеркнули они:

«Необходим отказ от существующей системы аккредитации на основе избыточной документарной оценки; и, прежде всего переход от проверок силами экспертов Рособрнадзора к проверкам уполномоченными Рособранадзором профессиональными ассоциациями, федеральными УМО совместно с профильными советами по производственным квалификациям; а также государственно-профессиональный характер процедур контроля и оценки качества в высшем образовании с более активным привлечением к таким процедурам представителей работодателей. Нужен переход от бинарной к градуированной оценке качества высшего образования, учитывающей разную степень выполнения вузами требований к качеству научной и образовательной деятельности и выделение на основе этой оценки  нескольких понятных для потребителей групп образовательных программ по уровню и качеству».

При этом для оценки качества высшего образования необходимо использовать объективные и внешние по отношению к вузам данные: например, средний балл ЕГЭ абитуриентов; доля в вузе победителей олимпиад для школьников; состояние научно-исследовательской работы; качество педкадров; соотношение средних зарплат педагогов к средним по региону; доля онлайн-курсов, оплаченных не студентами, а вузом; средний заработок его выпускников.

Участники заседания предлагают Минобрнауки провести эксперимент по переходу к новой системе оценки качества высшего образования. Однако решится ли ведомство на такой шаг, будет во многом зависеть от того, кто его возглавит.

Поделись в соц.сетях
Комментарии для авторизированных пользователей

Источник:

Последние новости
Наука - 21 мая 2018

Профессиональные стандарты должны стать документами прямого действия

Чтобы полностью перейти на новую систему квалификаций уже в 2018-2019 годах, необходимо активнее использовать новые инструменты регулирования рынка труда.

Вузы - 19 мая 2018

Останется ли за Рособрнадзором функция госаккредитации?

На днях случилось совершенно абсурдное событие: один из самых эффективных госуниверситетов страны — Томский -лишился отечественной аккредитации по одному из направлений подготовки

Вузы - 16 мая 2018

ВУЗЫ ПОД НАДЗОРОМ

Запись прямого эфира ОТРажение

Вузы - 20 мая 2018

Вузы – участники Проекта «5-100» снова в рейтинге университетов с наибольшим числом иностранных студентов

Британское издание Times Higher Education (THE) представило рейтинг университетов с наибольшим количеством иностранных студентов.

Школы - 18 мая 2018

Школой займется Ольга Васильева, а вузами и наукой - Михаил Котюков

18 мая премьер-министр Дмитрий Медведев представил президенту страны кандидатуры будущих министров своего нового правительства

Школы - 18 мая 2018

Дети всей России сыграют в подвижные игры 19 мая

Цель Фестиваля, уточнили РОСВУЗу организаторы, — популяризация детской подвижной игры среди детей и взрослых

Новости по темам

Голосование

Нужно ли частное образование в России?

Получение прав модератора страницы.


Заполните заявку. Мы свяжемся свами в ближайшее время.









Отправить

Ваш город ?

Выберите ваш город