«Если частично освоение знаний уходит в онлайн, то освобождается больше времени для практики, которая является единственным способом получения прикладных компетенций. Я согласен с тем, что новые технологии не заменят живого преподавателя. Но ведь преподаватель – это личность, а не только говорящая голова. В этом смысле массовое внедрение онлайн-обучения вовсе не означает исчезновение классического преподавателя. Наоборот, этот процесс служит возвращению преподавателя к его изначальной роли – навигатора, инструктора, того, кто учит и воспитывает», – заявил в ходе панельной дискуссии «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации: опыт использования и интеграции онлайн-обучения в отраслевое образование» замдиректора департамента госполитики в сфере высшего образования Владимир Тимонин.
Частично эта задача уже решается. Так, в начале года ведущие педагогические вузы создали Ассоциацию «Национальная платформа открытого педагогического образования», напомнил проректор РГПУ им. Герцена Михаил Пучков: «Педагогические вузы, как инициаторы создания отраслевой платформы онлайн-образования, берут на себя обязательства поддерживать ее работу с точки зрения качества обучения. Определены четыре основных направления реализации: создание электронных модулей основных образовательных программ, доступных в онлайн-режиме; создание онлайн-инструментов профориентации в педагогические вузы; создание единой системы онлайн-курсов для повышения квалификации педагогов; и работа по онлайн-продвижению и пропаганде развития научных школ педагогических вузов».
Эксперт приоритетного проекта « «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» Валерий Платонов выделяет десяток наиболее перспективных инновационных идей, включая «микросертификаты», замену первого года обучения в вузе массовыми открытыми онлайн-курсами, использование мессенджеров, услуги построения карьеры, рост роли взаимообучения и т. п. Однако не менее важно внедрять онлайн-курсы и в системе среднего профобразования, подчеркнула замглавы департамента кадрового обеспечения промышленности Агентства стратегических инициатив Жанна Кадылева: «Сегодня к СПО предъявляются большие требования в плане актуализации образовательного контента. Это связано с быстрым обновлением технологий на производстве. И в этом смысле онлайн-инструменты могли бы значительно помочь СПО. Кроме того, СПО – это не только крупные города, но и удаленные населенные пункты, где вопрос качества образования стоит достаточно остро. Онлайн-обучение также может помочь подтянуть это качество».