Утром 18 апреля 17-летний ученик коррекционного класса стерлитамакской школы №1 зашел в кабинет информатики, ранил ножом ученицу в руку, а затем напал на преподавателя. После этого, разлив горючее вещество, он поджег класс, а когда сработала сигнализация, нанес себе ножевое ранение. Сейчас все четверо пострадавших (учитель, раненная ножом девушка, сам нападавший, а также девушка, которая получила травму, выпрыгнув после начала пожара из окна класса, расположенного на втором этаже), находятся в больнице в состоянии средней тяжести. На данный момент известно, что 17-летний подросток славился своим агрессивным поведением, о чем в органы профилактики преступлений несовершеннолетних неоднократно поступали сигналы. Знакомые подростка в соцсетях уверяют, что нападение было спланированным. Однако в то же время есть информация, что он страдал отклонениями в развитии и в классе над ним из-за этого постоянно издевались.
«Мы проводили мониторинг сети Интернет по теме подросткового насилия и с сожалением констатируем, что популярность онлайн-пабликов о насилии растет,- заявила председатель Комиссии Общественной палаты по развитию общественной дипломатии, гуманитарному сотрудничеству и сохранению традиционных ценностей Елена Сутормина.- Появляется все больше сообществ, посвященных бойне в американской школе Колумбайн, в подобных сообществах даже есть планы и стратегии нападения на школы. Известно, что и подросток из Стерлитамака тоже был фанатом Колумбайна, тема school shooting вообще сверхпопулярна в сети».
В 1990-е годы, напомнила она, «систему школьного образования в России перестроили, изменился сам подход — школы стали поставщиками образовательных услуг и были лишены воспитательной функции. В итоге дети и подростки оказались предоставлены сами себе, хотя в школе они проводят огромную часть времени. Но со сложными подростками необходимо работать, для этого нужно внимание как учителей, так и школьных психологов. Сейчас такой работы практически не ведется, поэтому и происходят такие страшные вещи, которых можно было бы избежать. В школе, в которой произошел этот инцидент, психолога вообще не было, даже несмотря на то, что эта школа коррекционная и работа психолога там просто необходима. В Общественной палате мы часто говорим о том, что нужно пересматривать этот подход к школам, они не должны быть просто „камерами хранения“ для детей, в них должны работать психологи, а учителям нужно проходить курсы переквалификации и учиться работать с детьми. Если над ребенком смеются в школе, издеваются над ним, нужно пресекать это. Самим школьникам нужно объяснять, что важно сообщать педагогам, если кто-то из их одноклассников угрожает применить насилие. Сейчас говорят, что нападение в Стерлитамаке было спланированным, но почему никто не сообщил об этом раньше? Возможно, при своевременно поступившей информации жертв можно было бы избежать».