Как стало известно РОСВУЗу, Высшая школа экономики и Центр стратегических разработок подготовили экспертный доклад «12 решений для нового образования» для обсуждения стратегии социально-экономического развития России до 2024 года и с перспективой до 2035 года. В известной мере основные тренды, предусмотренные документом, не совпадают с теми, которыми руководствуется нынешнее руководство Минобрнауки.
Так, в докладе подробно проанализированы вызовы российской системы образования, к которым в первую очередь относятся растущая образовательная неуспешность, недостаточный масштаб поддержки талантов, разрывы в качестве профессионального образования и растущее неравенство. Причины этому - низкая вовлеченность обучающихся и существенное недофинансирование образования из федерального и регионального бюджетов.
«Более 25% российских школьников заканчивают 9 класс, не обладая минимальным набором функциональных умений, необходимых для успеха в жизни. Как правило, в дальнейшем отставание – только усиливается. Для страны это означает потери минимум 15% ВВП, и несет риски подрыва социальной устойчивости. Причина – отсутствие современных инструментов адресной поддержки отстающих и социального выравнивания в системе образования. В странах-лидерах соответствующие потери в два-три раза ниже: доля функционально неуспешных там – не более 8-10%», - указал на одну из проблем ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.
Эксперты НИУ ВШЭ и ЦСР пришли к выводу, что эти проблемы возможно преодолеть с помощью 12 проектов. И каждый из них включает краткую «смету», описывающую необходимые инвестиции. Речь идет именно об «инвестициях», ведь уже в среднесрочной перспективе «отдача» (в том числе, в сугубо практическом «бухгалтерском» понимании) от каждого разработанного проекта превысит требуемые затраты. «Наряду с проектами ВШЭ и ЦСР предлагают и инструменты для их финансирования. Помимо средств федерального и регионального бюджетов речь идет о широком применении механизмов частно-государственного партнерства. Мы провели большое количество встреч и экспертных консультаций с различными представителями бизнеса, у них есть интерес в инвестициях в цифровую трансформацию образования, строительство образовательной инфраструктуры. ЧГП позволит «передвинуть» часть бюджетных расходов на период 2024-2030 гг. – и при этом получить современную инфраструктуру школ уже в 2020-2022 гг», - подчеркнул Кузьминов. Презентация полного текста доклада состоится 11 апреля на секции «Проблемы и перспективы развития образования» XIX Апрельской международной научной конференции ВШЭ.