Эксперимент столичных властей по предпрофильному обучению школьников оказался более чем успешным: о нем, как о положительном опыте, подлежащем немедленному распространению в масштабах всей страны, заявил в недавнем президентском послании Владимир Путин. В том, что представляет собой предпрофиль, зачем он вводится, какой цели служит и что дает школьнику, вместе с участниками последнего заседания комиссии Мосгордумы по образованию попытался разобраться РОСВУЗ.
Одной из главных «фишек» современной столичной школы, бесспорно, является ее тесная интеграция, с одной стороны, с системой дополнительного образования, к которой все активнее подключаются расположенные на территории Москвы вузы, научные организации и учреждения культуры, а, с другой, с представителями реального сектора экономики.
«Без развитой сети дополнительного образования, без развитой сети кружков и секций, которые работают не только в учреждениях допобразования, но и в школах, колледжах, вузах, без развитой, сложившейся программы наставничества, без новейшей методики работы в школах по субботам, без профессиональных сред, без возможностей наших школьников получать знания о настоящей и будущей жизни из каждого ресурса, невозможно было бы надеяться на тот прорыв и развитие, которые произошли за 7 лет в содержании школьного образования»,- убеждена замруководителя департамента образования Москвы Татьяна Васильева.
Вот эта-то интеграция общего образования с дополнительным, создание навыков, позволяющих сформировать умения для будущей профессии, и составляют суть предпрофильного образования. При этом принципиально важно, что, в отличие, скажем, от углубленного обучения той или иной направленности, предпрофиль не готовит школьника к поступлению в определенный вуз, а на практике знакомит его с особенностями заинтересовавшей его профессии. И, что еще важнее, дает вместе с возможностью попробовать себя в ней, и право на ошибку:
«Проект очень важен,- подчеркнула председатель городского экспертно-консультативного совета родительской общественности при департаменте образования Москвы Людмила Мясникова.- Ведь школа — это то место, где ребята еще могут позволить себе ошибаться при выборе будущей специальности, имея время исправить свою ошибку. Скажу по-другому: к 9-му классу ребенок имеет полное право не знать, что он хочет — это он может понять и позже. Но к этому времени он должен точно знать, чего он не хочет! Вот эту-то возможность ему и предоставляет предпрофильное обучение».
Впрочем, сплошь и рядом предпрофиль дает не столько «отрицательный», сколько положительный эффект при выборе будущей профессии. Достигается он так. Между школой, организациями высшего образования и перспективными работодателями заключается трехсторонний договор, на основании которого школа открывает предпрофильные классы - медицинские, академические, инженерные, кадетские и т. д., где наряду со школьными преподавателями теоретические курсы ведут вузовские профессора, а практические занятия идут на настоящем, современном оборудовании.
По завершении преппрофильного обучения предполагается экзамен. Уже в прошлом году в Москве через это испытание прошли более 2 тыс. обучающихся. И эти темпы будут наращиваться. В этой связи столичные образованцы убеждены: «Формирование у ребят компетенций в школе должно давать соответствующие бонусы. На сегодняшний день участие в проекте предпрофильного образования позволяет московским школьникам получать дополнительные баллы при поступлении в вузы: в соответствии с порядком приема, такие достижения школьников предпрофильных классов, как успешно сданные предпрофильные экзамены, успехи на олимпиадах, победы или призерство на соответствующих научных конференциях дают им от 3 до 10 баллов. И это - существенная преференция для школьников».
Тем не менее, по мнению депутатов Мосгордумы, настало время расширить эти преференции до 20, а то и 30 дополнительных баллов к результатам ЕГЭ при зачислении. Правда, по мнению главы столичного департамента Исаака Калины, преференции должны распространяться не на всех выпускников предпрофиля: «Портфолио не должно быть вместо баллов ЕГЭ, оно должно быть вместе с баллами ЕГЭ, а для этого есть простая страховка. Договоримся, что портфолио начинает учитываться, если у человека есть 200 баллов, к примеру, по трем ЕГЭ - и тогда портфолио начинает работать»,- считает он.
Однако последнее слово в этом вопросе останется за Минобрнауки, куда Мосгордума обещает выйти с данным предложением в ближайшее время. И шанс положительного решения немал, в неофициальном порядке заверили РОСВУЗ эксперты. Мы будем внимательно следить за развитием событий.