Вовлеченность родителей в школьную жизнь детей проверили эксперты Института образования НИУ ВШЭ в ходе мониторинга экономики образования в 2016/2017 учебном году. Как оказалось, большинство родителей следят за школьной жизнью ребенка, но не готовы участвовать в учебном процессе и развитии школы. Три четверти опрошенных отслеживают события в классе, две трети интересуются новостями школы. Каждый третий помогает в организации классных и внеклассных мероприятий, каждый четвертый – участвует в родительском комитете. Однако лишь один из четырнадцати родителей вносит предложения об организации учебного процесса и внеурочной деятельности, один из восемнадцати – о развитии всей школы: какие нужны кружки, какие профили открыть в старшей школе, с какими вузами, музеями полезно заключить соглашения и т.д.
«Холодность родителей в общешкольных вопросах может быть вызвана сомнениями в собственной компетенции, боязнью лезть в чужую работу с непрофессиональными суждениями или общей гражданской пассивностью. Между тем активность родителей может оказаться действенным ресурсом в решении вопросов, до которых у администрации школы часто не доходят руки. Например, найти необходимого педагога, организовать аналог дорогостоящей экскурсии по более низкой цене, расширить спектр услуг дополнительного образования и многое другое. Число активных родителей год от года растет, но пассивных в разы больше», – рассказала один из авторов исследования, ведущий эксперт Центра социально-экономического развития школы Института образования Татьяна Мерцалова.
Примечательно, что три четверти опрошенных ежедневно или несколько раз в неделю просматривают электронный или бумажный дневник. Второе и третье места по частоте обращений занимает общение с классным руководителем и родителями других учеников. Педагоги-предметники и администрация школ – наименее востребованные источники информации по вопросам, связанным с обучением детей. В то же время более 95% родителей основным способом взаимодействия со школой назвали родительские собрания. Предпочитают традиционные способы коммуникации с учителями и администрацией: общение по телефону – 57,8%, личные встречи – 55,9%. Социальные сети, форумы и другие интерактивные сервисы используют менее 10% опрошенных.
Примечательно также, что в частных школах родители более активны: они в 1,5-2 раза чаще дают предложения по развитию школы, организации учебного процесса и внеурочной деятельности. Активней используют мессенджеры, СМС и социальные сети для контактов с учителями и администрацией, но в 4 раза реже используют электронный дневник для контроля.