Институт образования НИУ ВШЭ проанализировал последствия перехода к всеобщему среднему образованию в нашей стране. Данные Всероссийской переписи населения 2010 года, подчеркнули РОСВУЗу авторы исследования, показывают, что «доступ к среднему общему образованию по-прежнему остается одним из факторов образовательного неравенства в России. На фоне стремительного роста доли лиц с высшим образованием (2002 год — 19,4 млн человек, 2010 год — 27,5 млн) среди взрослого населения Российской Федерации в возрасте 25–64 лет остается почти 5,5 млн человек, не имеющих среднего общего образования, из них 827,2 тыс. — лишь с начальным образованием. И эти люди, не получившие доступа к высшей школе, обрекают себя на низко квалифицированный и низкооплачиваемый труд, они крайне уязвимы в ситуациях быстрых социально-экономических и технологических изменений. Отсутствие аттестата об окончании средней школы в значительной мере дисквалифицирует их как работников, сужает возможности профессионального и карьерного роста».
По их оценке, «на фоне увеличивающейся доли лиц с высшим образованием положение на рынке труда тех, кто не сумел получить среднего, будет постоянно ухудшаться, и это – еще один фактор, обостряющий образовательное неравенство. Преодоление этих негативных факторов требует реализации новых организационно-методических и институциональных решений на федеральном и региональном уровнях».
Одновременно авторы подчеркивают, что «принятие на себя функций массовой средней школы поставило перед системой СПО сложные задачи. Как правило, в колледжи и профессиональные училища переходят наименее подготовленные ученики. По данным международного исследования TIMSS, результаты студентов СПО, обучающихся на базе 9-го класса, значительно ниже результатов, демонстрируемых их ровесниками, обучающимися в школе. Все это предъявляет дополнительные требования к организации преподавания общеобразовательных дисциплин и квалификации преподавателей. Вопрос о том, как добиться хотя бы порогового уровня общеобразовательной подготовки в отношении слабых, педагогически и социально запущенных подростков, не был решен в советской средней школе. Этот вопрос и сегодня остается одним из наиболее трудных».