Как сообщили РОСВУЗу эксперты Института образования НИУ ВШЭ, с помощью изучения постов в социальных сетях они показали, как соотносятся интересы и успеваемость подростков. Ведь отличники выбирают одни сообщества, а троечники – совсем другие, выяснили Катерина Поливанова и Иван Смирнов.
В целом исследователи выделили пять общих особенностей подростковых групп в соцсети, однако в них почти нет школьной тематики: как оказалось, школа, учеба не входят в сферу интересов детей. Исключение – экзамены (ОГЭ, ЕГЭ). Но на такие сообщества подписаны только сильные ученики.
Большинству подростков в соцсети интересны истории с острым сюжетом (в том числе о романтических отношениях, сексе) и истории с неожиданным финалом. В фокусе внимания также нетривиальные идеи: изобретения, лайфхаки, юмор. А девочки уже с 6-го класса интересуются сообществом «Давно не дети» – о сексе (с весьма откровенными рассуждениями и грубой лексикой). Мальчиков-ровесников на эту группу подписано меньше. Похожее сообщество – «Мужской юмор Fun Time» – привлекает мальчиков позже, в 8-м классе. Причем, обычно это не лучшие ученики.
Как оказалось, изучив набор подписок ребенка и не зная его данных (возраст, пол, образовательные результаты), можно определить все эти параметры. Причем, предсказательная сила модели оказалась высокой. Так, пол пользователя определяется с точностью 97%. Хорошо определяется принадлежность к возрастной группе (диапазон точности – от 70 до 98%). А образовательные результаты школы, в которой учится ребенок, предсказываются с точностью 83%.