Запущенный несколько лет назад тотальный процесс слияния госшкол в основном завершился. Однако отдельные рецидивы случаются и сейчас — в виде войн за учебные площади. А на войне как на войне: то наступление, то глухая оборона, то ковровые бомбометания, то партизанский рейд. В том, как это сказывается на учащихся и образовательном процессе в целом, на примере столичных школ №№ 1356 и 2006 пытался разобраться РОСВУЗ.
Впервые вопрос о слиянии этих двух расположенных поблизости школ возник в 2014 году, рассказала РОСВУЗу член инициативной группы родителей школы № 1356 Валерия Королева: «Наша школа — с углубленным изучением иностранных языков, а 2006-я - нет. Поэтому первое, что мы спросили, когда встал вопрос объединения, сохранится ли хотя бы в нашем подразделении языковый профиль. Представители той школы ответили, что этого не предвидится (аудиозапись имеется). И после этого мы, понятно, отказались: школа № 1356 — единственная языковая в районе, и все мы в свое время целенаправленно ее выбирали как раз по этому принципу».
Выяснились и другие нюансы, дополнил РОСВУЗу другой член инициативной группы, Александр Бубнов: «У нас много бесплатных кружков и занятий, включая Кембриджский курс изучения английского языка. А в той школе это бы стоило 8 тыс. руб. в месяц. И шахматный кружок нам позже предлагали закрыть».
Короче, объединяться на таких условиях большинство родителей 1356-й школы не захотело, оформив свой отказ как полагается — официальным решением Управляющего совета. Казалось бы, вопрос на этом закрылся, ибо с формальной точки зрения принудить школу к слиянию нельзя. Однако ценности школьных площадей для размещения учащихся, вслед за которыми в школу придут бюджетные средства,никто не отменял. И открытый конфликт интересов вступил в фазу партизанской войны - с интенсивными уговорами родителей перевести детей из 1356-й в 2006-ю, угрозами, слухами о том, что все учителя и дети давно ушли, а школу сняли с финансирования, рассказывают в Управляющем совете 1356-й.
Кто-то не выдержал прессинга и перевелся в 2006-ю. Но более 500 семей решили остаться. И столкнулись с тем, что они называют не иначе, как «рейдерским захватом». Как оказалось, с учетом новых 1-х классов, школа № 2006 набрала столько детей, что не может их разместить на своей территории. А теперь, по словам Валерии Королевой, «до 5 июня требует гарантировать, что мы предоставим им 17 помещений (соответствующее письмо имеется). Но почему мы должны ограничивать себя в площадях и в наборе детей: мы сами уже набрали три 1-х класса, а четвертый ждет дополнительных списков! И почему мы должны тратить время и силы, бесконечно защищаясь, вместо того, чтобы заниматься созиданием?!»
В школе № 2006 РОСВУЗу подтвердили, что речи об объединении двух учебных заведений не идет: «В настоящее время никакой реорганизации образовательных организаций нет. Департамент в принципе не инициирует никаких объединений, он может принять или отклонить соответствующие предложения школ. Эта позиция неоднократно доносилась до родителей, которые входят в Управляющий совет школы №1356. На встречах директоров школ с родителями озвучиваются разъяснения о преимуществах больших школ»,- заявила директор Вера Илюхина.
При этом то, что в 1356-й называют «рейдерским захватом», она объясняет так:
- В прошлом году часть родителей школы №1356 изъявила желание перевести своих детей в школу 2006. И хотя некоторые из них потом вернулись, школа №2006 приросла еще 300 учениками. Переходили целыми классами вместе с учителями. Поскольку здание школы № 2006 не может принять всех желающих, то данной школе городом в безвозмездное пользование были предоставлены площади в здании школы №1356 – здание рассчитано на 850-900 мест, а в школе №1356 учатся 500 человек. Новые ученики школы №2006 остались в своей бывшей школе, в своих же классах, со своими учителями.
Более того: «На сегодняшний день для обеспечения нормального функционирования двух образовательных организаций директорами принято решение о компактном размещении школы №2006 в отдельном блоке здания школы №1356. Сейчас определяется, какую часть здания займут классы школы №2006, и это предложение будет представлено на согласование арендной комиссии Департамент образования Москвы». А, видимо, в качестве компенсации «у школы № 2006 уже сформирован пакет предложений кружков и студий дополнительного образования, которые в следующем учебном году будут реализованы на занимаемых площадях во второй половине дня, для бесплатного посещения учениками школы №1356»,- пообещала она.
Свои действия директор подкрепляет собственными расчетами, показывающими, «что наполняемость здания школы № 1356 даже с учетом максимально возможного зачисления в 1-е классы, размещения в здании классов школы № 2006 и заполнения ныне не эксплуатируемых или мало эксплуатируемых помещений не превысит допустимую для данного проекта» и заверяет РОСВУЗ, что «если приход первоклассников в школу № 1356 окажется больше прогнозируемого, необходимые площади, занимаемые школой № 2006 в здании 1356, будут освобождены».
Это, конечно, хорошо, но согласитесь: ситуация, когда одна школа подсчитывает, сколько площадей требуется другой, а затем распоряжается «излишками» по своему усмотрению, вызывает большие вопросы. Например, такой: который из директоров будет отвечать за ребят, числящихся по одной школе, но проживающих свою школьную жизнь в другой? Или как скажется вся эта непростая ситуация на качестве обучения? А как быть, если директор в своих расчетах ошибся?
Увы! Похоже, проклятый квартирный вопрос испортил не только москвичей. Он отравляет жизнь и госшколам, в которых они учатся.