В последнее время в РОСВУЗ пошли жалобы на переименование Негосударственных образовательных учреждений в Частные образовательные организации, к которому частный сектор принудили власти. Мало того, что навязанные изменения повлекли за собой дополнительные материальные затраты. Из-за замены нескольких слов теперь приходится менять лицензии и душиться в очередях в Минюсте, чтобы их зарегистрировать. Не уложившихся в указанный срок ждут серьезные штрафы. А как уложишься, если одновременно несчастные НОУ-ЧОО постигло другое бедствие: московские власти убрали из почтовых адресов номера строений, оставив там лишь номер дома. И многим из-за возникших разночтений адресов в выдаче лицензии попросту отказывают. Масштаб проблемы заставил РОСВУЗ обратиться за разъяснениями в Рособрнадзор. Что из этого получилось, судите сами.
Четкого ответа на вопрос, с какой целью затеяли переименование НОУ в ЧОО, РОСВУЗу, по правде сказать, получить не удалось. В Рособрнадзоре лишь напомнили о заявительном порядке обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг, включая проведение процедур лицензирования и государственной аккредитации. А также о том, что образовательная деятельность лицензируется законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ). Скажем прямо, небогато. Но это всё.
Что касается документов, на основании которых началось вынужденное переоформление лицензий, то в ведомстве уточнили следующее:
«Порядок переоформления лицензии, в том числе основания для ее переоформления, определены ст. 18 Федерального закона № 99-ФЗ, а также ч. 5 ст. 91 Федерального закона № 273-ФЗ. В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению, в том числе, в случае изменения наименования юридического лица. Согласно ч. 5 ст. 108 Федерального закона № 273-ФЗ наименования образовательных организаций подлежат приведению в соответствие с указанным законом не позднее 1 июля 2016 года. В целях приведения образовательной деятельности в соответствие с Федеральным законом № 273-ФЗ ранее выданные лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации являются действующими и переоформляются до 1 января 2017 года (ч. 9 ст. 108 Федерального закона № 273-ФЗ). В соответствии с ч. 5 ст. 23 Федерального закона № 273-ФЗ наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации. При этом необходимо иметь в виду, что согласно ч. 6 ст. 108 Федерального закона № 273-ФЗ при изменении наименований образовательных организаций их тип указывается с учетом организационно-правовой формы. Типы образовательных организаций установлены в ч. 2 ст. 23 Федерального закона № 273-ФЗ. Дополнительно сообщаем, что подробные разъяснения об изменении наименований образовательных организаций в соответствии с требованиями Федерального закона № 273-ФЗ содержатся в письмах Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.06.2013 № ДЛ-151/17 «О наименовании образовательных учреждений», от 09.07.2013 № ДЛ-187/17 «В дополнение к разъяснениям о наименовании образовательных учреждений», размещенных на официальном сайте Минобрнауки России: http://минобрнауки.рф».
С формальной точки зрения ответ более чем исчерпывающий: переоформление возникает при изменении наименования юрлица или типа образовательной организации. Но зачем их постоянно менять, если это создает дополнительные, рукотворные проблемы для НОУ (ныне ЧОО), и без того не избалованных поддержкой государства? На этот вопрос нет ответа.
Как решать проблему несовпадения адресов, тоже неясно. В Рособрнадзоре на этот прямой вопрос ответили так: «Порядок переоформления лицензии на осуществление образовательной деятельности, в том числе основания для ее переоформления, определены ст. 18 Федерального закона № 99-ФЗ, а также ч. 5 ст. 91 Федерального закона № 273-ФЗ. Лицензия подлежит переоформлению в случае изменения адреса места нахождения юридического лица (ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 99-ФЗ)». При этом «в соответствии со ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц».
За информацию о том, что частная школа или вуз имеют обыкновение находятся по месту их регистрации, конечно, спасибо. Но как все же быть с разночтением, возникшим между старым и новым адресом, если прежде, к несчастью частного образовательного учреждения, в него входил номер строения?
«Согласно п. 8 ст. 3 Федерального закона № 99-ФЗ местом осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию, является объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные»,- отвечает Рособрнадзор. Кроме того, «в соответствии с ч. 4 ст. 91 Федерального закона № 273-ФЗ лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения. Согласно подпункту «а» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам, является лицензионным требованием к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности».
Сведения, конечно, тоже полезные. Но как поможет найти выход из сложившейся ситуации указание Рособрнадзора на то, что «в едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица»? Или, что «в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации законным правом пользования объектами недвижимости может быть собственность, оперативное управление, хозяйственное ведение, аренда, субаренда и безвозмездное пользование»?
Правда, в Рособрнадзоре одновременно сообщили, что «при намерении лицензиата осуществлять лицензируемую деятельность по адресу места ее осуществления, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указывается этот адрес, а также представляются документы (копии документов) и сведения, предусмотренные п. 15 Положения о лицензировании образовательной деятельности».
Может, хоть это поможет образованцам, пострадавшим от рук бюрократов?