ВДНХ стала образовательной столицей мира

С 12 по 15 апреля в 75-м павильоне ВДНХ состоялось главное образовательное событие года - Московский международный салон образования-2017 (ММСО), традиционно организуемый российским Минобрнауки, а в этом году впервые прошедший под патронатом ЮНЕСКО. Тема ММСО-2017 – «Новая экосистема образования». В этой парадигме российские и международные образованцы наметили основные тренды совершенствования обучения и воспитания детей и подростков. Какие именно — выяснял РОСВУЗ.
Серьезные улучшения ждут российскую систему дополнительного образования для детей и подростков. Эту задачу выполнит приоритетный проект Правительства «Доступное дополнительное образование для детей», ориентированный на повышение качества управления образованием в регионах и профессионального мастерства педагогов. «Нам необходимо до 2020 года поэтапно «перезагрузить» систему образования для детей: это означает, что в любом регионе каждый ребенок должен получить доступ к современному и качественному образованию и возможность самостоятельно выбирать нужные ему компетенции, – сообщил замминистра образования и науки Вениамин Каганов. В итоге в каждой школе должен появиться минимальный набор бесплатных кружков, куда войдут шахматы, спорт, танцы и искусство.
СПРАВКА РОСВУЗа. С 2017 года ММСО официально вносит вклад в выполнение стратегических целей программ ЮНЕСКО в сфере образования. В его деловой программе прошло более 600 мероприятий, участие в которых приняли более 4 500 спикеров. В один лишь первый день работы Салона 75-й павильон ВДНХ посетили более 17 тыс. человек.
Резко возрастет роль современных российских университетов. В развитии отечественных регионов и городов они превратятся в «глобальные институции, которые позволяют городам и регионам развиваться и выдерживать высокую конкуренцию, так как 98% населения сейчас живет в 600 городах», – отметила зампроректора МГУ им. Ломоносова Александра Энговатова.
Однако одновременно в повестку дня встал и прорыв наших вузов на международную арену. По мнению врио директора Международного департамента Минобрнауки Игоря Ганьшина, продвинуть российское образование за рубежом поможет перевод ряда академических курсов в естественных и точных науках на английский язык, модернизация комплекса общежитий, а также совершенствование правовой базы. При этом чиновникназвал образование «несырьевым экспортом», который предстоит «увеличить в разы». Так, за период до 2025 года планируется увеличить число иностранных студентов в России приблизительно вдвое - с 217 тыс. до 437 тыс., а объем внебюджетных средств, получаемых за счет их обучения еще больше – с 78,5 млрд рублей до 200 млрд. При этом Россия в международных образовательных рейтингах должна подняться с шестого места на пятое.
Обсуждались на Салоне и возможные нововведения в системе дошкольного образования. Фактором повышения его качества может стать индивидуализация программ: «Дошкольное образование – это не подготовка к следующему этапу. Детство важно само по себе. Нельзя ни в коем случае проводить аттестацию маленьких детей, это запрещено ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». К сожалению, об этом часто забывают в подготовке к начальной школе», – констатировала директор Института психолого-педагогических проблем Российской академии образования Татьяна Волосовец.
Однако поистине сенсацией стало заявление главы Минобрнауки Ольги Васильевой о намерении начать преподавание финансовой грамотности не только в школах и вузах, но также и в детских садах: «Сегодня мы перешли на следующий наш этап развития отношений с Центральным банком, а именно - подписали соглашение, направленное на повышение финансовой грамотности на всех уровнях образования - от детского сада до вуза», - заявила она на церемонии подписания соглашения, уточнив при этом что соответствующие изменения будут внесены в федеральные государственные образовательные стандарты.
В свою очередь глава Центробанка Эльвира Набиуллина уточнила, что модуль по финансовой грамотности будет включен в обязательном порядке в школьный курс обществознания.
Однако, пожалуй, самым значимым событием ММСО стал Межминистерский форум ЮНЕСКО «Образование как основа эффективной политики по формированию устойчивости детей и молодежи к идеям радикализма, экстремизма и насилия», на который съехались министры со всего мира. Единого рецепта борьбы с этим злом, как оказалось, в мире не существует: каждая страна ведет борьбу с экстремизмом в молодежной среде как может. Однако общую идею участников Форума четко выразил министр образования Таджикистана Нуридан Саид Саид: «Настало время разработать новую, интернациональную систему образования, как средство общей борьбы с терроризмом во всем мире! Поодиночке с этой бедой никто не справится!»
МЕЖДУ ТЕМ. По итогам встречи главы Минобрнауки Ольги Васильевой с ее сирийским коллегой Газваном Альвасом было подписано соглашение о сотрудничестве, по которому Россия увеличивает квоту бюджетных мест для граждан Сирии в российских вузах с 400 до 455. «20 мест будут отданы для будущих преподавателей русского языка, остальные – на приоритетные для Сирии специальности», – отметила Васильева.
Источник: РосВуз