На недавно завершившемся конгрессе финансистов «Инновационная практика: наука плюс бизнес» глава Сбербанка Герман Греф сделал неожиданное для многих заявление: уже в средней школе, подчеркнул он, детям необходимо прививать навыки эмоционального интеллекта. В том, что это такое, и как прививаются данные навыки, разбирался РОСВУЗ.
Во многих странах мира, сообщил Греф не ожидавшим такого поворота участникам конференции, — например, в Дании или в Финляндии — давным-давно введены во всех классах, притом в качестве отдельного обязательного предмета, два часа в неделю на развитие эмоционального интеллекта - то есть, способности человека распознавать собственные эмоции, а также понимать намерения, мотивацию и желания других людей.
«Мы сейчас стараемся инвестировать в это как внутри компании, так и адаптировать существующие методики. Ряд институтов работают над тем, чтобы создать приемлемую методологию для преподавателей. Обучать должны учителя, которые обладают этими навыками. Эта методология должна быть использована и в наших школах»,- совсем уж неожиданно продолжил он, добавив также, что навыки эмоционального интеллекта можно приобрести в средней школе наравне с навыками математического счета или, скажем, чтения.
Дальше — больше. Греф уверенно отнес отмеченный им навык эмоционального интеллекта к числу так называемых «навыков XXI века» и даже назвал его одним из важнейших. А затем сообщил, что в перспективе его организация собирается вложить значительные средства в ее развитие, ведь нынешние выпускники школы, констатировал он, гораздо слабее владеют навыками коммуникативности, эмоционального интеллекта, способностью сопереживать и т.д., чем их сверстники 80-х годов ХХ века.
Причина возникшей коммуникативной непроходимости — доминирование гаджетов в современном мире. И переломить этот неблагоприятный тренд, по словам главы Сбербанка, нам поможет ранее развитие эмоционального интеллекта. Что же это такое?
«Впервые идея развития эмоционального интеллекта возникла в мире в начале 90-х годов прошлого века,- рассказала РОСВУЗу член группы отечественных разработчиков ее применения в нашей стране, российский представитель Ассоциации культурных и эмоционально-интеллектуальных прогнозов, доцент РЭУ им. Плеханова, кандидат психологических и экономических наук Елена Хлевная.- Затем эта научная теория были применена на практике в школах целого ряда европейских государств — например, в Швейцарии. И с тех пор успела принести там положительные плоды. Но уже с этого учебного года начнется ее апробация и в целом ряде российских школ — например, в Тюменской области, с администрацией которой достигнута соответствующая договоренность, а также в некоторых (правда, преимущественно, частных) средних учебных заведений Москвы».
Преимущества людей, овладевших с детства методиками развития эмоционального интеллекта, по словам Хлевной, очевидны: «Скорость принятия решений у них резко увеличивается, а количество возникающих при этом конфликтов уменьшается». Поэтому начинать обучать им в соответствии с мировой практикой надо даже не со школы, а, как в той же Швейцарии, с детского сада — а именно, с 4-х лет: «Мы тоже разрабатываем такую методику: планируем начать с 4 лет, а затем в младшей, средней и старшей школе»,- уточнила она.
Впрочем, тревожиться на этот счет родителям не стоит: постигать сию премудрость, по словам Хлевной, дети будут в игровой форме — на примерах разбора психологического состояния и чувств любимых героев книг или мультфильмов. При этом предполагается, что дошколята будут играть вместе с родителями (пилотные занятия такого рода, пришлись мамам и папам очень по вкусу, особо заверила она РОСВУЗ). Ну а для школьников постарше и программа развития эмоционального интеллекта будет посложнее. При этом изучать ее можно будет как в рамках отдельного предмета, так и к курсах любых других дисциплин, включая математику, заверила она. Например, при изучении математики дети учатся не только смотреть на геометрические фигуры с разных точек зрения и собирать их из отдельных плоскостей, но также обсуждают затем, какие эмоции при этом они испытывали и почему.
«Мы готовим программы для обоих вариантов»,- сообщила она РОСВУЗу. Так что новое поколение россиян вскоре сможет думать не только головой, но и сердцем.