Физкультурно-оздоровительная работа
Комплексный подход к оздоровлению ребенка начинается с первого дня его пребывания в детском саду.
Закалка и укрепления здоровья
Закалка - это система действий , направленных на повышение сопротивляемости организма , развитие способности быстро и без вреда для здоровья приспособиться к различным условиям жизни.
При закалке нужно руководствоваться следующими принципами: последовательность , систематичность , учет индивидуальных особенностей , без страха , негативных чувств . В закалке детского организма используются следующие факторы: воздух, вода , солнечное тепло.
Рижский метод закаливания
Метод разработан специалистами в Риге в 1996 году , классифицируется как специальная закаливающая процедура ( определенное время , соответствующие условия , оборудование ) .
В сочетании с обязательным повседневной закалкой природными силами ( рациональная одежда , оптимальный температурный режим , аэрация , местные обливания ) составляют 2 вида закаливания и преследуют цель - укрепить здоровье ребенка , повысить работоспособность организма .
Практически рижский метод используется для системного закалки дошкольников , укрепление иммунитета , мероприятия стимулируют защитные силы детского организма к неблагоприятным изменениям окружающей среды . Начинать закаливающие мероприятия рекомендуется с 15 октября и продолжать до начала летнего оздоровительного периода 15 мая.
Самое благоприятное время дня - после дневного сна , комнатная температура 20-22 ° С.
Организация образовательного процесса в контексте формирования у дошкольников ценностного отношения к собственному здоровью
Требования современности требуют переориентации содержания воспитания подрастающего поколения , смещение акцентов на создание условий для поступательного , полноценного , всестороннего развития личности . Для того , чтобы научить детей жить , успешно действовать в мире , самоопределиться в нем , необходимо сформировать у них , начиная с дошкольного возраста , ценностное отношение к себе , своему образу " Я " , одним из компонентов которого является " Я - здоров".
Эта парадигма современного образования ярко отражена в государственных документах , а именно : Законах Украины " О дошкольном образовании" , " Об охране детства " " Национальной доктрине развития образования" , " Базовом компоненте дошкольного образования в Украине " и др. . В частности , в " Базовом компоненте дошкольного образования в Украине " одной из основных задач дошкольного образования на современном этапе является обеспечение гармоничного и разностороннего развития дошкольника , формирования у него ценностного отношения к природе , культуры , людей и самого себя .
Современными психологами и педагогами изучаются условия, наиболее благоприятные для целостного развития ребенка как личности , формирование его психического здоровья ( А.Л. Кононко , В.К. Котырло , С.Е. Кулачкивська , С.А. Ладывир , Л.Д. . Мельник З.П. Плохий ) . Проблему физического развития детей дошкольного возраста исследуют А.Л. Богинич , Е.С. Вильчковский , Н.Ф. Денисенко , Л.А. Сварковську и др. . В работах И.И. Брехмана , А.Д. Дубогай , Р.З. Поташнюк и др. . значительное внимание уделяется вопросам соблюдения подрастающим поколением здорового образа жизни . Вместе с тем остается недостаточно изученной проблема организации образовательного процесса по формированию у старших дошкольников ценностного отношения к собственному здоровью. Цель - раскрыть некоторые подходы к организации учебно - воспитательного процесса по формированию у старших дошкольников ценностного отношения к собственному здоровью , компетентности в физической , психической и социальной его сферах.
Педагогический процесс по формированию ценностного отношения к собственному здоровью у детей старшего дошкольного возраста предполагает раскрытие существенных связей и зависимостей , существующих между состоянием здоровья человека и его образом жизни , уровнем знаний о здоровье , настроением , отношениями с другими людьми . Приоритеты в общей системе работы должны быть отданы учебно - воспитательной деятельности . Основная ее задача - развитие у детей осознания ценности здоровья и здорового образа жизни , способствующие становлению активной личности . Мы считаем , что ребенок, у которого будет сформировано восприятие собственного здоровья как личностной ценности , пытаться сознательно корректировать свое поведение по здорового существования . То есть, будет бережно относиться к собственному здоровью и здоровью окружающих ; стремиться к адекватному восприятию знаний и навыков по его охране , их воплощению в повседневной жизни . Для достижения цели необходимо направить образовательный процесс на выполнение определенных задач.
Систематизировать знания детей о :
физическую сферу здоровья ( строение тела , функции органов тела , средства сохранения здоровья и т.д. ) ;
психическую сферу здоровья ( чувства и эмоции , руководство ими ) ;
социальную сферу здоровья (зависимость состояния здоровья от условий жизни , правила поведения в обществе ; негативное влияние вредных привычек на здоровье и т.д. ) .
Сформировать умения ( навыки) :
в физической сфере здоровья : самостоятельно заботиться о собственном здоровье , ориентироваться в показателях своего физического состояния , использовать знания о функциях органов тела в различных видах деятельности ;
в психической сфере здоровья : сосредотачиваться на приятных воспоминаниях , использовать их для улучшения настроения , контролировать отрицательные эмоции ;
в социальной сфере здоровья : оценивать жизненные ситуации , прогнозировать результаты деятельности , последствия поведения , бесконфликтно общаться , заботиться о больных , с уважением относиться к здоровым .
Развить установки до
самостоятельного выполнения оздоровительных процедур ;
проявления положительных эмоций в процессе здоровья творческой деятельности ;
соблюдение здорового образа жизни .
Одним из актуальных задач в практике работы дошкольных учебных заведений является обеспечение квалифицированной помощи в предоставлении детям знаний об основах здоровья , выработке навыков сохранения, укрепления и восстановления физического , психического и социального здоровья детей . Важная миссия в этой деятельности принадлежит воспитателям дошкольных учебных заведений. Великий педагог В. Сухомлинский по этому поводу писал : " Я не боюсь еще и еще раз повторить : забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя . От жизнерадостности , бодрости детей зависит их духовная жизнь , мировоззрение , умственное развитие , прочность знаний , вера в свои силы ... " .
Учебно - воспитательный процесс по формированию у старших дошкольников ценностного отношения к собственному здоровью педагогам целесообразно строить на следующих принципах:
научности (все сведения , предлагаемые дошкольникам , должны основываться на научном фактическом материале) ;
доступности ( научная информация должна быть адаптирована к восприятию детьми дошкольного возраста , логично структурирована ) ;
наглядности ( предоставляемую детям , целесообразно сопровождать демонстрацией наглядного материала , проведением опытов , примерами из жизни детей , литературных источников , использованием художественного образного слова и т.д. ) ;
системности ( новые знания должны базироваться на общих знаниях , которые уже имеют дети , способствовать формированию у дошкольников представлений и понятий о физической , психической и социальной сфер здоровья);
учета индивидуальных особенностей детей ( обязательно учитывать индивидуальные возможности личности) ;
активности личности ( теоретические знания целесообразно закреплять в практической деятельности , создав условия для самостоятельного поиска детьми фактического материала по формированию составляющих здоровья ) .
Для формирования компетентности детей в области физического здоровья необходимо ежедневно планировать и проводить образовательную работу , используя дидактические игры , пособия , художественные и фольклорные произведения , иллюстрации. Создавать условия для самостоятельного определения детьми функций органов тела , а именно : проводить опыты , эксперименты , предлагать для выполнения проблемные задачи в соответствии с изучаемой . При выполнении воспитанниками гигиенических и загартувальних процедур , в ходе сюжетно - ролевых игр " Семья " , "Детский сад" , " Больница" , " Парикмахерская" закреплять названия органов тела и правила ухода за ними. Необходимо побуждать детей устанавливать связь между состоянием отдельных органов тела и общим самочувствием , делать выводы о целесообразности соблюдения здоровье сберегающей стиля поведения .
Каждые две недели целесообразно обновлять комплекс упражнений с корректирующей гимнастики и проводить ее с детьми с целью формирования правильной осанки , укрепление стоп , мышц тела . Постоянно побудить дошкольников контролировать осанку у сверстников и родных , объяснять влияние осанки на состояние внутренних органов человека . В процессе общения доказывать воспитанникам уместность ежедневного выполнения физических упражнений и соблюдение двигательного режима , раскрывать их роль в развитии организма ребенка . Поддерживать желание дошкольников организовывать подвижные игры , придумывать собственные общеразвивающие упражнения . Побуждать слабоактивных детей включаться в игры , развлечения.
Старших дошкольников следует приучать к самостоятельному выполнению загартувальних процедур ( мытье рук до локтей , обтирание тела влажной варежкой , хождение босиком и т.д. ) , предлагать выполнять их с членами семьи. Во время ежедневных прогулок акцентировать внимание детей на свойствах солнца , воздуха и воды , которые способствуют поддержанию здоровья. Побуждать воспитанников судить по собственным ощущениям после перехода из помещения во двор.
Постоянно акцентировать внимание дошкольников на культуре еды. Давать им понятие о целесообразности соблюдения режима питания . Объяснять детям значение отдельных продуктов для укрепления и сохранения собственного здоровья . У старших дошкольников целесообразно формировать элементарное представление о функционировании системы пищеварения. Необходимо обучать детей правилам безопасности жизнедеятельности , закрепляя их знания в процессе моделирования жизненных ситуаций здоровье сберегающей содержания. Постоянно осуществлять медико - педагогический контроль за состоянием физического здоровья воспитанников . Сообщать родителей о результатах обследования детей .
Для формирования компетентности детей в области психического здоровья необходимо создать в группе атмосферу уважительного отношения к человеку , который умеет поддерживать на должном уровне свое здоровье , а также заботится о здоровье других людей. Среда, в которой находятся дети , желательно максимально приблизить к домашней обстановке . Проводить различные мероприятия , способствующие сохранению психического здоровья дошкольников . Организовать в группе уголок релаксации , домашней игрушки и т.п. . Необходимо предоставлять детям знания об эмоциях человека , развивать умение контролировать собственные негативные эмоции , в повседневной жизни закреплять правила вежливого поведения . Целесообразно акцентировать внимание детей на недопустимость некорректного отношения к окружающим. В процессе общения развивать у воспитанников способность различать чувства людей и соответственно на них реагировать . В ходе сюжетно - ролевых игр " Семья " , "Детский сад" , " Поликлиника" , " Больница" , "Театр " моделировать жизненные ситуации различной эмоциональной направленности.
Воспитатель должен с уважением относиться к инициативам , идей , пожеланий дошкольников по вопросам формирования знаний о здоровье , включать их предложения в дальнейшей учебно - воспитательную работу. Детей старшего дошкольного возраста можно обучать с терпимостью относиться к сверстникам , устанавливать причинно - следственные связи между поведением , отношениями со сверстниками и состоянию здоровья. Побуждать воспитанников анализировать конфликты , возникающие с целью дальнейшего их предотвращения . Педагог не должен оставлять без внимания ни одной из проблем, возникающих у детей и решать их в индивидуальном порядке , доброжелательно и спокойно.
В работе с детьми с заниженной самооценкой помогать выделять собственные сильные качества , формировать положительное отношение к себе. Целесообразно в повседневную деятельность включать беседы " Что тебе нравится в себе ?" Коллективные задачи : сделать " цепочки умений " , психогимнастика , проводить игры и применять метод Ш. Амонашвили " ответ на ушко " и т.п. . Также использовать в работе со старшими дошкольниками комплекс психогигиенических игр , упражнений , например , " Назови свое имя " ( учить представлять себя коллективу , называть имя ) , " Ласковые слова" ( воспитывать доброжелательное отношение к людям ) , " Как прошел сегодня день ? "( формировать умение анализировать события , делать выводы ) .
Для формирования компетентности детей в сфере социального здоровья необходимо объяснять им , что придерживаясь здорового образа жизни , они смогут лучше приспособиться к окружающей действительности , легче учиться в школе , воспринимать новую информацию , радоваться общению со сверстниками и взрослыми . Воспитатель должен предоставлять дошкольникам возможность по собственному желанию повторять , моделировать , анализировать с товарищами ситуации , которые способствуют формированию социального здоровья . Желательно разработать ситуации по темам : "Этикет в жизни человека" , " Я , семья и все люди " "Я и мои друзья " и т.п. .
Для обогащения опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам , целесообразно внедрять виды деятельности, которые требуют сотрудничества воспитанников . Это будет способствовать развитию у детей умения оказать помощь , действовать , не мешая другим , тактично указывать на недостатки , анализировать собственные действия и их последствия . Воспитателям , в свою очередь , необходимо постоянно демонстрировать желаемое поведение . Дошкольники должны видеть , что педагог их уважает , сотрудничает с ними , ищет взаимоприемлемых решений , выражает эмоции с помощью слов. Такая модель поведения взрослого способствует образованию в группе атмосферы дружбы и взаимопомощи , а дети начинают подражать поведению воспитателя . Уместно также моделировать вместе с детьми проблемные ситуации , касающиеся формирования социального здоровья . Роль ребенка с негативным поведением иногда может взять на себя воспитатель. Таким образом педагог поможет детям понять недопустимость подобного поведения .
При самостоятельной художественной деятельности желательно предлагать детям сочинять сказки и создавать рисунки о том , что помогает быть здоровым , об отзывчивости и равнодушие , о привычках , которые хранят, и которые разрушают здоровье , о дружбе и т.п. . Рисунки детей целесообразно посвящать следующим темам: "Мой врач " , "Любимый уголок природы " , "Я и моя семья " , " Мой родной город " , "Праздник в нашей семье " и т.п. .
Проводить работу по формированию у детей ценностного отношения к собственному здоровью необходимо в тесном сотрудничестве с родителями. Приглашать их к участию в просветительских и оздоровительных мероприятиях , проводимых в детском саду : родительских собраниях , дискуссиях , консультациях , беседах , практических занятиях Днях здоровья , Днях открытых дверей , туристических походах , спортивных развлечениях и т.п. .
Вышеупомянутые методические рекомендации направлены на коррекцию деятельности педагогов в процессе организации учебно - воспитательного процесса дошкольного учебного заведения в контексте формирования у старших дошкольников ценностного отношения к собственному здоровью. Исследованиями подтверждено , что результативность работы проявляется в изменении поведения воспитанников . Она характеризуется толерантностью по отношению к другим людям , заинтересованностью дошкольников информацией о физической , психической и социальной сфер здоровья , положительным эмоциональным отношением к выполнению оздоровительных процедур , сформированным умением мотивировать свои действия , направленные на оздоровление организма и желанием их выполнять , стремлением соблюдать здоровье. Все это свидетельствует о целесообразности проведения целенаправленной работы по формированию у детей ценностного отношения к собственному здоровью , начиная с дошкольного возраста .