Скандал с формированием нового федерального перечня школьных учебников набирает обороты. Издательства и авторы, чьи работы были исключены из обновленного списка изданий, рекомендованных для школы, предсказывают отечественному образованию колоссальные потери и готовят жалобу в Федеральную антимонопольную службу.
Обосновывая необходимость перехода с 2014 года на новую процедуру формирования федерального перечня школьных учебников, власти ссылались, с одной стороны, на стремление улучшить качество материалов, по которым учат школьников, а, с другой, на назревшую потребность сократить непомерно разросшийся набор учебников по каждому предмету.
Вторая цель достигнута – из федерального перечня, благодаря новой процедуре, исчезли сразу 300 изданий. Однако об общем улучшении качества учебной литературы говорить не приходится. Скорее, наоборот, заявили 28 марта издатели, депутаты, учителя и авторы отвергнутых учебников: «Грядет катастрофа, сродни чернобыльской, и ее негативные последствия будут сказываться на среднем образованием и через три, и через четыре, и через пять лет».
Мало того, что целая группа учебников, подготовленных и опробованных ведущими авторами, лауреатами госпремий и нацеленных в прямом соответствии с требованиями нового федерального образовательного стандарта на развивающее образование, а не на заучивание материала, были отвергнуты по формальным основаниям, хотя и имела все необходимые положительные заключения - научной, педагогической и общественной экспертизы. Таким образом, «экспертные заключения оказались не нужными Экспертному совету, если все формальности не были соблюдены до последней запятой,- заявил директор издательского дома «Федоров» Андрей Власов.- Между тем, все принималось в такой спешке, что времени на оформление нам практически не оставили, а официальные разъяснения чиновников по процедуре освещали далеко не все нюансы вводимого новшества».
Из школы одним махом выбили «лучшие учебники, которые показывали отличные результаты обучаемости. Например, по русскому языку,- констатировала заведующая лабораторией обучения русскому языку Российской академии образования (РАО) Юлия Гостева.- В итоге под угрозой оказалась не только вариативность, но и преемственность учебного материала. К примеру, учебник Светланы Львовой для 11-го класса в перечне остался, а учебники с 5-го по 9-й классы – нет. А ведь для учителя выбор учебника – это, прежде всего, выбор методической системы. И как быть в такой ситуации педагогу?»
Пока учителя пребывают в шоке от происходящего. Кто-то пишет письма протеста – к слову сказать, родители с педагогами собрали в интернете более 50 тыс. подписей, требуя вернуть в школу учебники, доказавшие свою эффективность. Но лучшие методисты, из-под ног которых вместе с десятилетиями выстраданными учебниками выбили почву, готовятся бежать из школы, предупредила директор Федерального научно-методического центра Занкова Светлана Яковлева.
В самом деле, как переходить на новый образовательный стандарт, под который были «заточены» выкинутые из перечня учебника? Ломается весь учебный процесс, заявил президент образовательной системы «Школа-2100« и автор ряда учебников Рустэм Бунеев: «К примеру, в Республике Коми по нашим исключенным из перечня учебникам работали на 60%, в Башкортостане - на 56%, в Удмуртии - на 55%, в Ярославле – на 50%, в Новосибирске - на 34% и т.д.». Сейчас надо закупать новые учебники, а учителям пересматривать методику. С чем мы придем к новому учебному году?»
В ряде случаев прийти, действительно, будет не с чем. В той же Удмуртии, например, призналась представительница местной муниципальной системы образования Надежда Еговкина, «средств на повторные закупки уже купленных учебников для 4-х классов, но вычеркнутых теперь из перечня, нет - мы едва нашли деньги на учебники и в первый раз. Что нам делать?»
К слову сказать, разговоры о необходимости сокращения федерального перечня учебников якобы из соображений экономии госсредств, не соответствуют действительности, заверил Рустэм Бунеев: «Сколько бы различных учебников ни издавалось, их общая цена не изменится. А вот сам новый перечень обойдется стране в дополнительные 45 млрд рублей, ведь школам придется повторно закупать учебники других авторов вместо уже закупленных».
Учитывая все эти и многие другие последствия принятия нового федерального перечня учебников, зампред думского комитета по образованию Олег Смолин подготовил запрос о сложившейся ситуации главе Минобрнауки Дмитрию Ливанову. Тем временем ряд издательств обратились с жалобой в Федеральную антимонопольную службу.