4-6 ноября в Дохе (Катар) прошел крупнейший международный образовательный форум WISE. Ежегодную награду за вклад в образование в этом году получила Энн Коттон (Великобритания), за 20 лет своей работы открывшая доступ к образованию для 1 млн африканских девочек. Но не менее важен и вклад WISE в осмысление процессов, происходящих в образовании. Ведущей тенденцией XXI века была признана ставка на развитие творческого потенциала учащихся. И тут нам, россиянам есть о чем призадуматься.
- В известной мере образование оказалось на перекрестке, ибо как раз сейчас определяются пути его глобального развития на ближайшие десятилетия. Ответить на вопрос, куда двигаться, чтобы максимально обеспечить образовательные потребности нынешнего и последующего поколений, и как соединить лучшую теорию с практикой, и призван форум WISE-2014,- открыл заседание председатель саммита, доктор философии, его высочество Шейх Абдулла бен Али-Тани.
Ответ нашелся быстро. Главная задача современности - мотивировать детей и подростков на учебу с помощью всяческого креатива: создавать креативные школы, где креативно учат, а по завершении учебы выпускают в жизнь креативных людей. Другими словами, ключевым в образовании XXI века стало слово «креативный» со всеми производными. И чем раньше лица, ответственные за образование в своих странах, это поймут, тем больший успех ожидает эти страны.
Правда, пока, согласно опросам участников саммита, дело с креативностью в мировом образовании обстоит далеко не блестяще. 66% уверены, что школы убивают креативность, причем большинство (37%) полагают главным препятствием на ее пути тот факт, что слишком много времени тратится на подготовку учащихся к тестам. Опрос предполагал указание нескольких причин. Поэтому еще 28% возложили ответственность на администрацию школ, опасающуюся риска, связанного с самостоятельностью учителей; 20% - на самих учителей; 13% - на строгую обязательность школьных программ; а 2% заявили, что креативность в школе вообще никого не интересует. Выходит, что даже там, где учителя стремятся быть креативными, система образования гасит этот «ненужный» порыв...
Тем не менее, в ряде стран уже осознали необходимость перемен. И, прежде всего, в Финляндии, ставшей признанным мировым лидером в области образования:
- Реформа образования в нашей стране была начата из-за осознания, что сложившаяся система обучения носит слишком академический, отвлеченный характер, в то время, как экономика остро нуждается в квалифицированных специалистах,- разъяснил РОСВУЗу основатель и исполнительный директор неправительственного проекта по изучению образовательной среды шестиклассников Me and My City Томи Алакоски (Хельсинки, Финляндия).- Другой целью реформы стала ставка на обучение детей креативности и основам предпринимательства.
К похожим выводам пришли и в США:
- Последние 20 лет мы двигались в неверном направлении, воспитывая в детях не те навыки, что надо,- заявил автор книги-бестселлера «Как дети достигают успеха» Пол Тот (США).- На самом деле, роль индекса IQ, да и вообще результатов тестирования неимоверно раздута. Не менее важны для ребенка креативность и любознательность, самостоятельность и самоконтроль, оптимизм и социальные навыки. Эти выводы сделаны по итогам пилотного проекта, проведенного в двух школах Нью-Йорка и доказавшего, что дети, легко справляющиеся с тестами, часто лишены внутренней силы и не способны противостоять сложностям при решении реальных жизненных проблем. Выяснилось также, что дети с раннего возраста обладают способностью оценивать свое поведение, развитие и индивидуальные достижения. Причем, их оценки гораздо точнее, чем данные учителями».
Таким образом, делает он вывод, «при всей важности академической стороны образования, главная задача учителя сегодня, во-первых, научить детей учиться, а, во-вторых, справляться с неудачами. Другими словами, научить жизненной стратегии быть победителем, а не жертвой. А стандартизированные тесты — палка о двух концах. Не стоит забывать: тесты не отражают ни интеллектуального потенциала, ни становления характера ученика, а умение их решать не всегда помогает справляться с задачами, которые подбрасывает жизнь».
Как далеко все это от возобладавшего в России десятилетие назад, но доминирующего и сейчас стремления максимально формализовать проверку знаний, а с ней и обучения школьников в парадигме пусть и «улучшенного» ЕГЭ. Не пора ли и нам подумать о креативности в школе?