Накануне Министерство просвещения и Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки опубликовали проект совместного приказа об особенностях проведения единого государственного экзамена в 2020 году. В преамбуле документа отмечается, что публикация сделана «для общественного обсуждения». Но о каких обсуждениях может идти речь, когда до экзаменов остался не год, а менее месяца? В условиях такого цейтнота людям нужны не обсуждения, а ясность!
Прежде всего, документ подтверждает перечень единых государственных экзаменов, которые можно будет сдать в этом, таком непростом, году:
«ЕГЭ в 2020 году будет проводиться по следующим учебным предметам: русский язык, математика профильного уровня, литература, физика, химия, биология, география, история, обществознание, иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский и китайский), информатика ИКТ».
Но перечень предметов известен давно. Известно также, и что из-за коронавируса из него исключили математику базового уровня, что, впрочем, сейчас подтверждается вновь: «Математика базового уровня из числа предметов ЕГЭ в 2020 году исключена. Экзамены будут проводиться только в целях использования их результатов при приеме на обучение в вузы».
Ну что же, вполне разумно в условиях пандемии. По той же причине разумно и другое решение, приведенное в документе: «Обучающиеся 10 классов участниками ЕГЭ в 2020 году стать не смогут».
Но дальше вместе с приказом, а, точнее, проектом приказа, мы вступаем в область неопределенности:
«Участники экзаменов вправе изменить перечень выбранных для сдачи учебных предметов, указанных в ранее поданных заявлениях. Для изменения перечня экзаменов необходимо не позднее, чем за две недели до начала основного периода ЕГЭ, подать соответствующее заявление в государственную экзаменационную комиссию (ГЭК) своего региона. Напоминаем, что, в соответствии с действующим порядком проведения ЕГЭ, решение об изменении перечня ранее выбранных предметов принимается ГЭК при наличии уважительных причин».
Мало того, что данный пассаж не содержит ответа на главный после сроков проведения ЕГЭ вопрос — о количестве экзаменов, необходимых для поступления в этом году в вуз. (Напомним, что ранее назывались разные варианты: сохранение количества экзаменов, на которые выпускники написали заявления еще изначально, в начале года: максимум два ЕГЭ; не более трех ЕГЭ).
В приказе — точнее, в его проекте — говорится о возможности изменить это и без того неопределенное количество, подав соответствующее заявление в ГЭК. Причем, сделать это надо не позднее, чем за две недели до начала экзаменов, до чего на сегодняшний день уже осталось меньше месяца. Между тем, впереди еще общественное обсуждение, которое за четверть часа не проведешь! И что же тогда останется на подачу заявления?
Непонятно, и как подавать эти самые заявления в условиях самоизоляции, продленных в ряде регионов страны во главе с Москвой еще на неопределенный срок? Может быть, в электронном виде? Но интернет-связь, как наглядно показали дистанционные занятия, социальные мониторинги местонахождения людей, находящихся на самоизоляции и карантине, а также попытки онлайн-подачи заявлений на получение «детских» 10 тысяч рублей, в нашей стране работает, мягко говоря, не слишком качественно. Между тем со сдачей ЕГЭ все должно быть четко, поскольку эти экзамены во многом определят всю дальнейшую взрослую жизнь нынешних детей.
Теперь о самих экзаменах. «ЕГЭ на территории России и за ее пределами пройдет по единому расписанию, которое предусматривает проведение пробного экзамена, основного и дополнительного периодов ЕГЭ,- отмечается в документе.- Но при проведении самого массового ЕГЭ по русскому языку, для которого в проекте расписания основного периода планируется предусмотреть два дня (6 и 7 июля), ГЭК самостоятельно распределит участников экзаменов на указанные даты исходя из вместимости аудиторного фонда и с учетом соблюдения санитарно-эпидемиологических рекомендаций, действующих правил и нормативов».
В этой связи еще один вопрос: не вызовет ли это неразберихи, в результате которой кто-то из выпускников явится на экзамен раньше времени, а кто-то — что значительно хуже! - опоздает? То же касается и других массовых экзаменов — прежде всего, обществознания, участников которого также, наверняка, станут разбивать на потоки.
Все это может обернуться колоссальной неразберихой. И как итог — многочисленными личными трагедиями выпускников. Так стоило ли будоражить общественность, и без того издерганную, невнятными проектами, на обсуждение которых у общества не осталось ни времени, ни сил?