Недавние итоги международного исследования функциональной грамотности PISA, отбросившие российских школьников в 4-й десяток стран, не так уж и плохи; но чтобы сделать их еще лучше, Минпросвет запустил свой проект по развитию у учащихся навыков решения практических задач, сообщила глава ведомства Ольга Васильева. Учителей снабдят специальными методичками, а поможет в этом благом деле любимое детище министра - новый образовательный стандарт (ФГОС). Тот самый, что по словам оппонентов, намертво закрепил как раз предметно-теоретический подход к обучению.
По словам Васильевой, причин для огорчения итогами последнего исследования PISA, заметно ухудшившимися по сравнению с предыдущими по всем трем направлениям (математическая, естественнонаучная и читательская грамотность), нет ни малейших. С одной стороны, потому что «нам не важно, на каком месте мы в PISA». С другой, потому что «в области предметных знаний в этих исследованиях нам нет равных: мы занимаем лидирующие позиции годами, а то и десятилетиями». С третьей, поскольку организаторы PISA включили Россию в группу стран, повысивших свои результаты по читательской и матграмотности.
Однако «симметричный» ответ на оглашение не особо приятных результатов Минпросвещения все же дало - провело Всероссийский форум экспертов по функциональной грамотности. И там озвучило первые итоги собственного проекта развития у школьников математической, читательской, финансовой и естественнонаучной грамотности, а также глобальных компетенций (права человека, общечеловеческие ценности и т. д.) и креативности мышления. При этом особое внимание будет уделено командным навыкам детей, а то «зарубежные коллеги говорят: ваши дети перестали работать в команде,- посетовала Васильева.- Где же наши традиционные качества - коллективизм и соборность?! Их надо вернуть!»
Методички для учителей по всем этим направлениям работы уже дописаны и вскоре разойдутся по всей стране. (Пока в апробации участвуют 24 региона-добровольца, уточнила глава Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО Галина Ковалева). Главная цель этой кипучей деятельности — научить школьников подступаться к задачам, не относящимся напрямую к школьным предметам, но решаемых с помощью предметных знаний. А, говоря проще, пользоваться школьными знаниями для жизни, что, собственно, и есть основной показатель функциональной грамотности. А с этим, признала Васильева, у россиян давняя проблема: «У нас мессианское и миссианское мышление. А взять и покрасить свой забор — это не про нас, и с этим надо что-то делать!»
С этим утверждением трудно не согласиться. Тем более, что по мнению и зарубежных, и российских экспертов, «в современном мире изменилась сама природа чтения», а «статичные, раз и навсегда усвоенные данные не приносят пользы, поскольку устаревают быстрее, чем успевают печатать учебники».
Вот только формировать все эти важные навыки глава Минпросвета по-прежнему намерена на основе ФГОС, принятого ее ведомством вопреки протестам ведущих образовательных экспертов. Причем, вызвало эти протесты в частности включение в стандарт конкретного содержания образования - тех самых «статичных» данных, на вызубривание которых и нацеливается теперь этим стандартом наша школа.
Впрочем, призывы к практикоориентированности обучения и воспитанию из школьников деятельных, успешных людей для нас не новы. Именно об этом, хотя и другими словами, в 1968 году на Всесоюзном съезде учителей, как напомнил директор Федерального института развития образования РАНХиГС Максим Дулинов, говорил еще наш «дорогой и любимый» Леонид Ильич Брежнев.