Страна:
Язык:
← Вернуться назад

Функциональная грамотность министра Васильевой

Автор

Печатная версия Отправить по почте
Отправлено успешно!

Недавние итоги международного исследования функциональной грамотности PISA, отбросившие российских школьников в 4-й десяток стран,  не так уж и плохи; но чтобы сделать их еще лучше, Минпросвет запустил свой проект по развитию у учащихся навыков решения практических задач, сообщила глава ведомства Ольга Васильева. Учителей снабдят специальными методичками, а поможет в этом благом деле любимое детище министра - новый образовательный стандарт (ФГОС). Тот самый, что по словам оппонентов, намертво закрепил как раз предметно-теоретический подход к обучению.

По словам Васильевой, причин для огорчения итогами последнего исследования PISA, заметно ухудшившимися по сравнению с предыдущими по всем трем направлениям (математическая, естественнонаучная и читательская грамотность), нет ни малейших. С одной стороны, потому что «нам не важно, на каком месте мы в PISA». С другой, потому что «в области предметных знаний в этих исследованиях нам нет равных: мы занимаем лидирующие позиции годами, а то и десятилетиями». С третьей, поскольку организаторы PISA включили Россию в группу стран, повысивших свои результаты по читательской и матграмотности.

Однако «симметричный» ответ на оглашение не особо приятных результатов  Минпросвещения  все же дало - провело Всероссийский форум экспертов по функциональной грамотности. И там озвучило первые итоги собственного проекта развития у школьников математической, читательской, финансовой и естественнонаучной грамотности, а также глобальных компетенций (права человека, общечеловеческие ценности и т. д.) и креативности мышления. При этом особое внимание будет уделено командным навыкам детей, а то «зарубежные коллеги  говорят: ваши дети перестали работать в команде,- посетовала Васильева.- Где же наши традиционные качества - коллективизм и соборность?! Их надо вернуть!»

Методички для учителей по всем этим направлениям работы уже дописаны и вскоре разойдутся по всей стране. (Пока в апробации участвуют 24 региона-добровольца, уточнила глава Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО Галина Ковалева). Главная цель этой кипучей деятельности — научить школьников подступаться к задачам, не относящимся напрямую к школьным предметам, но решаемых с помощью предметных знаний. А, говоря проще, пользоваться школьными знаниями для жизни, что, собственно, и есть основной показатель функциональной грамотности. А с этим, признала Васильева, у россиян давняя проблема: «У нас мессианское и миссианское мышление. А взять и покрасить свой забор — это не про нас, и с этим надо что-то делать!»

С этим утверждением трудно не согласиться. Тем более, что по мнению и зарубежных, и российских экспертов, «в современном мире изменилась сама природа чтения», а «статичные, раз и навсегда усвоенные данные не приносят пользы, поскольку устаревают быстрее, чем успевают печатать учебники».

Вот только формировать все эти важные навыки глава Минпросвета по-прежнему намерена на основе ФГОС, принятого ее ведомством вопреки протестам ведущих образовательных экспертов. Причем, вызвало эти протесты в частности включение в стандарт  конкретного содержания образования - тех самых «статичных» данных, на вызубривание которых и нацеливается теперь этим стандартом наша школа.

Впрочем, призывы к практикоориентированности обучения и воспитанию из школьников деятельных, успешных людей для нас не новы. Именно об этом, хотя и другими словами, в 1968 году на Всесоюзном съезде учителей, как напомнил директор Федерального института развития образования РАНХиГС Максим Дулинов, говорил еще наш «дорогой и любимый» Леонид Ильич Брежнев.

 

Получать новости ежедневно на E-Mail
Получать новости еженедельно на E-Mail
Поделись в соц.сетях
Комментарии для авторизированных пользователей

Источник:

Последние новости
До школы - 16 января 2024

Когда начинать развиваться? TOP RV

Важные изменения совершаются в психике ребенка между тремя и семью годами. Освоение движений и овладение речевым общением создают богатейшие возможности для приобретения ребенком собственного опыта. Ребенок усваивает такой инструмент познания, как наблюдение, и знакомится с окружающим миром. В этот период идет формирования основных нейронных связей мозга.

До школы - 12 октября 2022

Рособрнадзор – полицейский в образовании

По статистике Рособрнадзора, с 2014 по 2018 год количество государственных вузов сократилось на 17%, их филиалов – более чем в 2 раза, частных вузов стало в 2 раза меньше, а их филиалов – в 5 раз. При этом большинство учебных заведений были закрыты в результате массовых проверок и предписаний самого надзорного органа.

Вузы - 4 июля 2022

Бизнес активно участвует в подготовке квалифицированных специалистов

Система вузовского образования сегодня четко нацелена на требование времени: молодежь должна получить профессию не только интересную, но и перспективную - которая будет востребована на рынке труда и сейчас, и через 20 лет.

Вузы - 28 ноября 2022

Какой будет стипендия в 2023 году?

Минобрнауки анонсировало существенное увеличение именных стипендий - они выдаются по строгому отбору и только на год. Обычная стипендия - тоже вырастет, но лишь на уровень инфляции.

Школы - 23 августа 2022

Нас ждет учебный год по-новому

Впервые торжественная линейка 1 сентября начнется с государственного гимна и поднятия флага. При этом церемония станет еженедельной для всех школ, а честь поднимать флаг нужно будет заслужить - такая возможность появится у учеников, учителей и родителей. Какие еще новшества ждут школу в наступающем учебном году?

Школы - 6 июня 2022

В понедельник проходят ЕГЭ по истории и физике

Сегодня, 6 июня, пройдут экзамены по истории и физике. На участие в ЕГЭ по истории заявилось более 102,5 тысячи человек. Единый по физике намерены сдавать около 114 тысяч участников.

Новости по темам

Голосование

15 сентября 2020 Опрос от РосВуз
Какую школу или детский сад вы выберете при условии бесплатного обучения?
Частное образовательное учреждение 51.7%
Государственное образовательное учреждение 48.3%

Голосование

21 сентября 2018 Вопрос от Росвуза
Нужно ли законодательно запретить использование мобильных телефонов в школе?
Да, это повысит уровень внимания детей и учителей. 52.3%
Нет, это ограничение прав ребёнка. 47.7%

Получение прав модератора страницы.


Заполните заявку. Мы свяжемся свами в ближайшее время.









Отправить

Ваш город ?

Выберите ваш город