При сохранении нынешнего уровня бюджетного финансирования в размере 3,6% ВВП невозможно обеспечить даже минимально необходимого развития системы общего и высшего образования. К такому неутешительному выводу пришли авторы исследования «Реформирование системы образования в России: результаты и последствия», проведенного группой экспертов РАНХиГС под руководством директора Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) Татьяны Клячко.
«Для системы среднего профобразования пока не ясно, перед каким вызовом она оказалась, – пояснила она. – С 2014 года, когда нормы сдачи ЕГЭ стали более жесткими, значительная часть абитуриентов направилась в организации среднего профобразования. До 2024 года численность поступающих в СПО может вырасти в 1,5 раза. Если поток абитуриентов будет и дальше нарастать при практически падающем финансировании, то система не выдержит. Поэтому уже сейчас необходимо принимать упреждающие меры – обновлять материальную базу, больше платить преподавателям. При этом мы говорим именно о бюджетном финансировании, так как среднее профобразование, по Конституции, у нас общедоступно и бесплатно. Это очень острая проблема, которую мы пока не ощущаем. Мы входим в мировые рейтинги вузов и этим вполне довольны. Но при этом пока не знаем, что делать с теми 40% детей, которые, окончив 9 класс, идут в систему среднего профобразования. И это вызывает большую тревогу».
Острая нехватка бюджетного финансирования может затруднить развитие и других ключевых областей образовательной системы: молодежную политику, или прикладные научные исследования в области образования, где даже рост бюджетных расходов в 1,5 раза приводит к тому, что их объем в ценах 2016 года не превышает 18 млрд руб. Такие объемы финансирования не позволяют говорить об эффективном развитии науки об образовании, а, следовательно, и об адекватном проведении образовательных реформ.
Система образования должна меняться, чтобы обеспечить эффективное решение актуальных проблем, включая межнациональные и межконфессиональные отношения. Однако до сих пор опыт проведения реформ в образовательной сфере в России трудно признать успешным. «Изменения, происходящие в системе, как и проводимые организационно-экономические реформы на разных уровнях образования, требуют критического осмысления, – подчеркнули эксперты РАНХиГС. – Нивелирование негативных последствий и рисков в системе образования требует проведения системы комплексных мер. При этом необходимо обеспечить достаточный объем ресурсов для их проведения, поскольку, как показывает опыт прошлых реформ, дефицит финансирования (как бюджетного, так и внебюджетного) ведет к искажению реформаторской повестки».