Новая процедура экспертизы учебников должна повышать персональную ответственность авторов изданий и экспертов, выдающих заключение о соответствии учебников задачам реализации федеральных государственных образовательных стандартов. Об этом заявила координатор проекта Общероссийского народного фронта «Равные возможности – детям», зампред комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина.
Как отмечают многие педагоги, процесс включения учебников в федеральный перечень сейчас крайне формализован. К примеру, были случаи, когда уже зарекомендовавшие себя учебники не вносятся в список лишь потому, что поступают после установленного порядком срока. Такая усложненная процедура не позволяла школьникам обучаться по действительно хорошим книгам, которые получили положительные отзывы от большинства профессионалов, отметила Духанина: «Данные мониторингов ОНФ показывают, что родители в целом положительно относятся к сокращению линейки учебников при условии повышения качества учебной литературы в целом. Но нужно учитывать, что процесс подготовки учебника невероятно сложен, важно не только содержание, но и язык. По ряду предметных тем школьной программы до сих пор существуют разные точки зрения в науке и обществе – это тоже должно быть отражено в учебной литературе, чтобы у ребенка формировалось правильное представление о логике развития наук и практик».
По словам Духаниной, новая процедура экспертизы должна максимально исключить возникновение ситуаций, в которых учебник требуется направлять на дополнительную экспертизу: «Должна повышаться персональная ответственность и авторов учебника, и экспертов, выдающих заключение о соответствии учебников задачам реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, воспитания в детях лучших человеческих качеств, патриотизма и воли к новым свершениям. Это в полной мере относится и к учебникам для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья».