Уж не напрасно ли мы привычно ворчим на нашу школу? Согласно обнародованным на этой неделе результатам исследования читательской грамотности младших школьников PIRLS-2016, Россия прочно захватила мировое лидерство, вновь заняв первое место в этом международном исследовании. Впрочем, лидерство нашей страны оказалось не абсолютным: еще более высокие, прямо-таки фантастические результаты — 612 баллов против российских 581 — показала Москва, впервые принявшая участие в международном исследовании читательской грамотности PIRLS как самостоятельная территория.
В общей сложности в последнем цикле исследования PIRLS 2016 года приняли участие более 340 тыс. учащихся из 50 стран и 11 самостоятельных территорий, включая Москву. А при подведении результатов оказалось, что Россия набрала 581 балл по международной шкале, не только улучшив собственные результаты 2011 года сразу на 13 баллов, но и обойдя на 5 баллов оказавшийся на втором месте Сингапур (576 баллов) и на 12 баллов Гонконг (569 баллов, 3-е место). С еще большим отрывом от наших выпускников младшей школы отстали Финляндия (566 баллов), Англия (559) и США (549). При этом 70% выпускников начальной школы в России показали не просто хороший, а высокий уровень читательской грамотности.
«Результаты наших школьников в PIRLS-2016 подтвердили высокое качество нашего начального образования, нацеленность российских образовательных стандартов на развитие читательской грамотности. Российские учащиеся лучше всех в мире справляются с текстами как для литературного, так и для информационного чтения, и делают это одинаково успешно», - прокомментировала победу наших школьников министр образования и науки Ольга Васильева.
«Россия вошла в число четырех стран, которые улучшили свой результат более чем на 40 баллов за последние 15 лет. Четверть российских учащихся достигли наивысшего показателя в чтении. Также Россия находится среди шести стран, где почти все учащиеся преодолели минимальный порог. Мы поздравляем Российскую Федерацию с отличными результатами в PIRLS-2016 и приглашаем к участию в новом цикле PIRLS, основное исследование которого состоится в 2021 году», - присоединился к поздравлениям исполнительный директор международной организации, проводящей исследования - IEA - Дирк Хастед.
Впрочем, главную сенсацию по итогам исследовании PIRLS-2016 преподнесла Москва (выборка столичных учащихся формировалась независимо от общероссийской выборки и включала 4289 четвероклассников из 150 школ). Средний результат московских четвероклассников составил 612 баллов — на 31 балл выше, чем в среднем по России, на 36, чем в Сингапуре и на 42 — чем в Гонконге! Невероятные показатели! Как же удалось их достичь?
«Результат Москвы обеспечила интеграция трех групп факторов, организационных, финансовых и педагогических. Это результат конкуренции школ за учеников, принципа, когда каждый ученик школе дорог. Это позволило за очень короткий срок обеспечить лучший в мире результат московских школьников в исследовании PIRLS», - разъяснил глава Департамента образования Москвы Исаак Калина. При этом мы, уточнил он РОСВУЗу, «еще не прошли весь путь. Так что сейчас самое главное - не пойти назад, не испугаться нового, а спокойно продолжать системные изменения».
Правда, не все так просто, предупреждают эксперты. Да, показатели выпускников нашей младшей школы в PIRLS улучшились. Однако в то же время «дети стали несколько хуже читать при поступлении в первый класс по сравнению с предыдущей волной. Доля первоклассников с хорошими навыками чтения осталась прежней, но выросла доля детей, которые читают плохо. Это может говорить о том, что к 4 классу школа выравнивает детей по читательской грамотности и подтягивает отстающих»,- разъяснили РОСВУЗу в Институте образования Высшей школы экономики.
Истоки проблемы, как свидетельствуют исследования ВШЭ, действительно, нужно искать в семье. Если доля родителей, занимавшихся чтением с детьми достаточно часто, практически не растет, то изменилось - и не в лучшую сторону - отношение родителей четвероклассников к чтению: «в четыре раза выросла доля тех, кто не любит читать, по сравнению с 2001 годом. Родителей же, любящих читать, стало в два раза меньше - 25% в 2016 году против 51% в 2001»,- предупреждают эксперты.
Между тем, исследование PIRLS «показало, что наибольшего результата в чтении достигают школьники, в семьях которых родители сами любят читать и уделяют серьезное внимание дошкольной подготовке своих детей. Обучение детей в дошкольных образовательных организациях не может полностью заменить занятий родителей с детьми дома. Учащиеся, чьи родители часто читали с детьми книги, рассказывали и обсуждали истории, играли в игры со словами и т.п., показали более высокие результаты по сравнению с теми, кто был вовлечен в эти виды деятельности иногда или никогда», - прокомментировали РОСВУЗу ситуацию в Рособрнадзоре.
СПРАВКА РОСВУЗА: PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) – международное исследование качества чтения и понимания текста, проводимое Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (IEA). Целью исследования является сопоставление уровня понимания текста четвероклассниками из различных стран мира, а также выявление различий в методике обучения читательской грамотности национальных систем образования. Поэтому в PIRLS оцениваются два вида чтения, которые чаще других используются учащимися во время учебных занятий и вне школы: чтение с целью приобретения читательского литературного опыта и чтение с целью освоения и использования информации, а инструментарий исследования включает в себя художественные и информационные тексты. Исследование проводится раз в пять лет. К настоящему моменту проведены четыре цикла исследования: в 2001 (35 стран), 2006 (40 стран), 2011 (49 стран), 2016 (50 стран) годах.