Страна:
Язык:
← Вернуться назад

Российские четвероклассники читают лучше всех в мире

Автор

Печатная версия Отправить по почте
Отправлено успешно!

Уж не напрасно ли мы привычно ворчим на нашу школу? Согласно обнародованным на этой неделе результатам исследования читательской грамотности младших школьников PIRLS-2016, Россия прочно захватила мировое лидерство, вновь заняв первое место в этом международном исследовании. Впрочем, лидерство нашей страны оказалось не абсолютным: еще более высокие, прямо-таки фантастические результаты — 612 баллов против российских 581 — показала Москва, впервые принявшая участие в международном исследовании читательской грамотности PIRLS как самостоятельная территория.

В общей сложности в последнем цикле исследования PIRLS 2016 года приняли участие более 340 тыс. учащихся из 50 стран и 11 самостоятельных территорий, включая Москву. А при подведении результатов оказалось, что Россия набрала 581 балл по международной шкале, не только улучшив собственные результаты 2011 года сразу на 13 баллов, но и обойдя на 5 баллов оказавшийся на втором месте Сингапур (576 баллов) и на 12 баллов Гонконг (569 баллов, 3-е место). С еще большим отрывом от наших выпускников младшей школы отстали Финляндия (566 баллов), Англия (559) и США (549). При этом 70% выпускников начальной школы в России показали не просто хороший, а высокий уровень читательской грамотности.

«Результаты наших школьников в PIRLS-2016 подтвердили высокое качество нашего начального образования, нацеленность российских образовательных стандартов на развитие читательской грамотности. Российские учащиеся лучше всех в мире справляются с текстами как для литературного, так и для информационного чтения, и делают это одинаково успешно», - прокомментировала победу наших школьников министр образования и науки Ольга Васильева.

«Россия вошла в число четырех стран, которые улучшили свой результат более чем на 40 баллов за последние 15 лет. Четверть российских учащихся достигли наивысшего показателя в чтении. Также Россия находится среди шести стран, где почти все учащиеся преодолели минимальный порог. Мы поздравляем Российскую Федерацию с отличными результатами в PIRLS-2016 и приглашаем к участию в новом цикле PIRLS, основное исследование которого состоится в 2021 году», - присоединился к поздравлениям исполнительный директор международной организации, проводящей исследования - IEA - Дирк Хастед.

Впрочем, главную сенсацию по итогам исследовании PIRLS-2016 преподнесла Москва (выборка столичных учащихся формировалась независимо от общероссийской выборки и включала 4289 четвероклассников из 150 школ). Средний результат московских четвероклассников составил 612 баллов — на 31 балл выше, чем в среднем по России, на 36, чем в Сингапуре и на 42 — чем в Гонконге! Невероятные показатели! Как же удалось их достичь?

«Результат Москвы обеспечила интеграция трех групп факторов, организационных, финансовых и педагогических. Это результат конкуренции школ за учеников, принципа, когда каждый ученик школе дорог. Это позволило за очень короткий срок обеспечить лучший в мире результат московских школьников в исследовании PIRLS», - разъяснил глава Департамента образования Москвы Исаак Калина. При этом мы, уточнил он РОСВУЗу, «еще не прошли весь путь. Так что сейчас самое главное -  не пойти назад, не испугаться нового, а спокойно продолжать системные изменения».

Правда, не все так просто, предупреждают эксперты. Да, показатели выпускников нашей младшей школы в PIRLS улучшились. Однако в то же время «дети стали несколько хуже читать при поступлении в первый класс по сравнению с предыдущей волной. Доля первоклассников с хорошими навыками чтения осталась прежней, но выросла доля детей, которые читают плохо. Это может говорить о том, что к 4 классу школа выравнивает детей по читательской грамотности и подтягивает отстающих»,- разъяснили РОСВУЗу в Институте образования Высшей школы экономики.

Истоки проблемы, как свидетельствуют исследования ВШЭ, действительно, нужно искать в семье. Если доля родителей, занимавшихся чтением с детьми достаточно часто, практически не растет, то изменилось - и не в лучшую сторону - отношение родителей четвероклассников к чтению: «в четыре раза выросла доля тех, кто не любит читать, по сравнению с 2001 годом.  Родителей же, любящих читать, стало в два раза меньше - 25% в 2016 году против 51% в 2001»,- предупреждают эксперты.

Между тем, исследование PIRLS «показало, что наибольшего результата в чтении достигают школьники, в семьях которых родители сами любят читать и уделяют серьезное внимание дошкольной подготовке своих детей. Обучение детей в дошкольных образовательных организациях не может полностью заменить занятий родителей с детьми дома. Учащиеся, чьи родители часто читали с детьми книги, рассказывали и обсуждали истории, играли в игры со словами и т.п., показали более высокие результаты по сравнению с теми, кто был вовлечен в эти виды деятельности иногда или никогда», - прокомментировали РОСВУЗу ситуацию в Рособрнадзоре.

СПРАВКА РОСВУЗА: PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) – международное исследование качества чтения и понимания текста, проводимое Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (IEA). Целью исследования является сопоставление уровня понимания текста четвероклассниками из различных стран мира, а также выявление различий в методике обучения читательской грамотности национальных систем образования. Поэтому в PIRLS оцениваются два вида чтения, которые чаще других используются учащимися во время учебных занятий и вне школы: чтение с целью приобретения читательского литературного опыта и чтение с целью освоения и использования информации, а инструментарий исследования включает в себя художественные и информационные тексты. Исследование проводится раз в пять лет. К настоящему моменту проведены четыре цикла исследования: в 2001 (35 стран), 2006 (40 стран), 2011 (49 стран), 2016 (50 стран) годах.

 

Получать новости ежедневно на E-Mail
Получать новости еженедельно на E-Mail
Поделись в соц.сетях
Комментарии для авторизированных пользователей

Источник:

Последние новости
До школы - 16 января 2024

Когда начинать развиваться? TOP RV

Важные изменения совершаются в психике ребенка между тремя и семью годами. Освоение движений и овладение речевым общением создают богатейшие возможности для приобретения ребенком собственного опыта. Ребенок усваивает такой инструмент познания, как наблюдение, и знакомится с окружающим миром. В этот период идет формирования основных нейронных связей мозга.

До школы - 12 октября 2022

Рособрнадзор – полицейский в образовании

По статистике Рособрнадзора, с 2014 по 2018 год количество государственных вузов сократилось на 17%, их филиалов – более чем в 2 раза, частных вузов стало в 2 раза меньше, а их филиалов – в 5 раз. При этом большинство учебных заведений были закрыты в результате массовых проверок и предписаний самого надзорного органа.

Вузы - 4 июля 2022

Бизнес активно участвует в подготовке квалифицированных специалистов

Система вузовского образования сегодня четко нацелена на требование времени: молодежь должна получить профессию не только интересную, но и перспективную - которая будет востребована на рынке труда и сейчас, и через 20 лет.

Вузы - 28 ноября 2022

Какой будет стипендия в 2023 году?

Минобрнауки анонсировало существенное увеличение именных стипендий - они выдаются по строгому отбору и только на год. Обычная стипендия - тоже вырастет, но лишь на уровень инфляции.

Школы - 23 августа 2022

Нас ждет учебный год по-новому

Впервые торжественная линейка 1 сентября начнется с государственного гимна и поднятия флага. При этом церемония станет еженедельной для всех школ, а честь поднимать флаг нужно будет заслужить - такая возможность появится у учеников, учителей и родителей. Какие еще новшества ждут школу в наступающем учебном году?

Школы - 6 июня 2022

В понедельник проходят ЕГЭ по истории и физике

Сегодня, 6 июня, пройдут экзамены по истории и физике. На участие в ЕГЭ по истории заявилось более 102,5 тысячи человек. Единый по физике намерены сдавать около 114 тысяч участников.

Новости по темам

Голосование

15 сентября 2020 Опрос от РосВуз
Какую школу или детский сад вы выберете при условии бесплатного обучения?
Частное образовательное учреждение 51.8%
Государственное образовательное учреждение 48.2%

Голосование

21 сентября 2018 Вопрос от Росвуза
Нужно ли законодательно запретить использование мобильных телефонов в школе?
Да, это повысит уровень внимания детей и учителей. 52.3%
Нет, это ограничение прав ребёнка. 47.7%

Получение прав модератора страницы.


Заполните заявку. Мы свяжемся свами в ближайшее время.









Отправить

Ваш город ?

Выберите ваш город