Результаты Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment), на которых строится образовательная политика разных стран, зачастую интерпретируются упрощенно, заявили РОСВУЗу в Институте образования Высшей школы экономики. Анализ данных PISA, как выяснили ученые из ВШЭ (Россия), Стэнфордского университета (США) и Мичиганского университета (США), не отражает всего багажа знаний школьников по одному из основных предметов — математике.
Мониторинг оценки качества образования PISA, который проводится с 2000 года, считается одним из самых авторитетных. Он позволяет выявить изменения, которые происходят в системах образования в разных странах, и оценить эффективность стратегических решений в образовательной сфере. Однако в ходе тестирования не учитываются данные об учителях и «образовательной истории» подростков. Из-за этого результаты мониторинга интерпретируются некорректно, что мешает странам выстраивать оптимальную образовательную политику.
Напомним, что PISA измеряет знания 15-летних подростков в области математики и естественных наук, а также их способность работать с разными видами текста. Однако, согласно исследованию ученых из России и США, мониторинг позволяет сделать лишь одномоментный срез знаний подростков и не в полной мере учитывает предыдущие оценки школьника и условия обучения: культурный уровень и успеваемость всего класса, образование родителей, профессиональные характеристики учителя и так далее. Между тем, все это может повлиять на повышение или понижение баллов в PISA. Ученые показали на примере тестов по математике, что учет этих дополнительных факторов существенно меняет выводы, основанные на результатах мониторинга.