Как раньше изучало иностранные языки подавляющее большинство наших людей? Правильно, заучивая грамматические правила и переводя со словарем придуманные неизвестно кем немыслимые тексты вроде “The Stogovs” («Семья Стоговых»). При этом на экзамене за каждую ошибку учащимся непременно снижали оценку, вследствие чего говорить по-английски могли у нас разве что выпускники лучших языковых школ и вузов. Сейчас ситуация стала меняться.
Главной целью изучения иностранных языков в современных российских школах стало развитие коммуникативной функции учащихся или умения общаться на чужом языке - понимать, что говорят тебе и быть в состоянии понятно для собеседника высказаться со своей стороны.
Вначале эти изменения нашли отражение в существенной трансформации ЕГЭ по иностранным языкам во главе с английским, и в том числе — посредством введения устной части итогового испытания для 11-х классов, а затем и ГИА для 9-х. Теперь дошла очередь и до НИКО — проверочных работ по выявлению среза знаний школьников в рамках проекта Национальное исследование качества образования. В его рамках 20 и 21 октября прошло исследование для учащихся 8-х классов, а на 25 и 26 октября та же процедура запланирована для пятиклассников.
НИКО по иностранным языкам (английскому, французскому и немецкому), уточнили РОСВУЗу в Рособрнадзоре, пройдет во всех регионах страны, а всего в нем примут участие около 40 тыс. ребят из 800 школ. (Более 35 тыс. участников выполнят работы по самому массовому, английскому языку и примерно по 2 тыс. - по немецкому и французскому). Цель - проверить, насколько учащиеся 5-х и 8-х классов овладели на элементарном уровне устной и письменной речью на одном из трех иностранных языков (испанский, уточнила разработчик заданий, председатель Федеральной комиссии разработчиков материалов ЕГЭ по иностранным языкам Мария Вербицкая из их числа исключен из-за незначительного числа желающих его сдавать даже на ЕГЭ). Причем, набор заданий как для одной, так и для другой параллели тот же самый, подчеркнула она: разница только в степени сложности.
Что же будут сдавать ребята, а частично уже и сдали?
Всего заданий шесть. Два из них составляют устную часть. В одном проверяется умение осмысленно прочитать текст вслух, в другом — способность говорить на иностранном языке. При этом задание по чтению требует понимания прочитанного текста, а все используемые в работе отрывки носят практический характер и учитывают возрастные особенности и интересы участников исследования: школа, дом, кафе, гости и т.д.
Затем наступает черед аудирования - проверяется умение понимать звучащий текст и соотносить его с определенной жизненной ситуацией. Например, по звучащему тексту определить, что речь идет об игре детей в мяч, об общении учителя и ученика или о семейном празднике.
В свою очередь два задания по грамматике и лексике проверяют владение грамматическими формами и словами. Однако тупого пересказа правил здесь не предполагается: вместо этого ребенок должен вставить в полученный текст нужную грамматическую форму или слово, выбрав последнее из предложенного списка.
Примечательны и критерии оценивания работ: «Главная цель НИКО по иностранным языкам — проверка коммуникативных навыков учащихся, т. е. умения общаться на данном языке — говорить и понимать сказанное собеседником,- подчеркнула Мария Вербицкая.- Отсюда и критерии оценки. Например, выполнение задания по чтению вслух считается удовлетворительным, если произношение ребенка не мешает понять смысл сказанного им. А описание учащимся изображения должно дать возможность понять, о каком фото идет речь. Лексические и грамматические ошибки при этом, конечно, фиксируются, однако не очень жестко».
Ребята, которые уже прошли проверку, довольны: «Задания в целом несложные, и я с ними справился, хотя, думаю, некоторые ошибки все же были»,- признался журналистам восьмиклассник Павел из московской гимназии № 1516. А его сверстник из псковской школы № 7 добавил: «Задания составлены с умом!»
Правда, проверку качества изучения иностранных языков в отечественной школе «пройдут сейчас лишь 40 тыс. учащихся из общего числа в 1,2 млн,- сообщил РОСВУЗу начальник управления надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Федерации Рособрнадзора Евгений Семченко.- Но этого более чем достаточно, чтобы составить полное и адекватное представление об общем состоянии дел».