На сентябрьском родительском собрании многие самые обычные школы предложили родителям подписать договоры на обучение детей по программам среднего образования. Кое-кто, как водится, не читая, эти документы тут же подписал. Однако другие задались резонным вопросом: а почему, собственно, официально значащееся бесплатным и притом обязательным для всех граждан среднее образование обставляется документами как при коммерческой сделке? Найти ответ на этот вопрос вместе с ними попытался РОСВУЗ.
- На родительском собрании нам предложили подписать договоры на обучение детей,- рассказала «МК» Ирина, мама ученицы одной из столичных школ в Южном Измайлове.- И вот что примечательно: записанные там обязательства школы - это то, что она и так, без договора, по закону должна делать. А вот у родителей появилось много обязательств, которые ранее были за ними только на уровне морали. Но ведь юридические обязательства — это совсем другое в сравнении с моральными. Значит, договор фактически в одностороннем порядке ввел новые обязательства родителей. Взять хотя бы их ответственность за приготовление домашних заданий. Переложив ее на мам и пап, школа может спокойно утверждать, что совершенно не отвечает за подготовку ребенка к выполнению домашки.
Естественно, что школы ухватились за подписание таких договоров, и их интерес, по словам Ирины, очевиден:
- Чтобы строить отношения с родителями так, как им удобно и манипулировать нами в случае конфликта — вы, мол, сами то и это по договору не делаете! В итоге школы сознательно скрывают, что мы, родители, можем спокойно не подписывать такой договор: просто раздают на собрании (когда все устали после работы и т.п.) многостраничные тексты, и просят подписать. И многие подписывают, не читая, ведь родителю и в голову не придет, что он может этого не делать. Лишь когда я в лоб спросила, директор признала, что родители вправе договора не подписывать.
Действительно, договоры на обучение детей, как явствует из документа, оказавшегося в распоряжении РОСВУЗа, предусматривают неоднозначные позиции. Например, что родители обязаны предоставить школе любую запрошенную ею личную информацию как о себе, так и «о лицах, способных забирать обучающегося из образовательной организации после окончания занятий и из группы продленного дня». Школа же должна знакомить их со своей документацией («учредительными документами, лицензией, свидетельством о госаккредитации, основными и дополнительными образовательными программами, учебным планом, годовым календарным учебным графиком, расписанием занятий, правилами внутреннего распорядка, и иными документами, ... а также информировать родителей... о проведении родительских собраний и иных школьных мероприятий, в которых родители... обязаны или имеют право принимать участие») лишь в некой «доступной форме». А как быть с пунктом договора, что «обучающийся обязан .... соблюдать общепринятые нормы поведения» применительно, скажем, к аутисту, обучающемуся в обычной школе по инклюзиву и не склонному здороваться с учителями?
Любопытно также, что любые изменения договора, как явствует из его текста, «оформляются дополнительными соглашениями к договору». Так что, если так пойдет и дальше, то, чтобы держать под контролем все перипетии своих юридических взаимоотношений со школой за 11 лет обучения, каждой семье придется держать специального юриста. Откуда же взялась эта замечательная идея?
Как оказалось, «примерная форма договора между школой и родителями обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» впервые явилась миру в приказе Минобрнауки, вступившем в силу в позапрошлом году. Правда, с одной оговоркой: обязательным заключение такого договора, как прямо устанавливают ч. 2 и 3 ст. 53 и ч. 1 ст. 101 Федерального закона № 273-ФЗ, является лишь для платных услуг. Основанием для возникновения всех прочих образовательных отношений по нашим законам является приказ о зачислении ребенка в школу и сдача им испытаний промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации. И только!
В столичном департаменте образования не отрицают, что практика заключения госшколой договоров с родителями существует, хотя и не является обязательной. С каким, однако, азартом наша формально бесплатная школа стремится играть по коммерческим правилам, тогда как частные школы превратились в падчериц государства, хотя по закону их права должны быть равны!