В российских университетах начала складываться основа взаимодействия образования с наукой и, что еще важнее, внедрения ее результатов в реальное производство. Жаль только, что в подобных программах пока в основном участвует крайне ограниченный круг университетов — тех, что у всех на слуху. А частным вузам к таким проектам и вовсе не пробиться.
Внедрение научных достижений и свежих инженерных решений в промышленное производство еще с советских времен в нашей стране было делом нелегким. Изобретения были, а внедрение — нет. Провал 90-х годов лишь усугубил ситуацию. И лишь сейчас впервые появились обнадеживающие ростки будущей системы взаимодействия образования, науки и бизнеса на базе современных университетов.
Впрочем, сегодня «современный университет — это уже не только образование и наука,- разъяснил проректор по науке и инновациям одного из ведущих отечественных инженерных вузов — МИСиСа - Михаил Филонов.- Передовые вузы переходят на концепцию 3:0 — наука, образование и реализация научных идей. А самые передовые — на концепцию 4:0, включающую и полную коммерциализацию интеллектуального продукта».
С коммерциализацией у нас очень долго было плохо: чем вкладываться в научные разработки с неясной перспективой, отечественному коммерсанту было проще купить за гроши готовый китайский продукт, что он, собственно, и делал. Однако сейчас, как оказалось, возник, и, что еще приятнее, заработал механизм финансирования как вузовской науки, так и внедрения в реальную экономику ее лучших плодов.
Этот механизм, сообщил Филонов, таков. На начальной стадии вузовских научных разработок их из средств государственного бюджета финансирует Минобрнауки. А вот на второй стадии к финансированию подключается бизнес, включая частный.
Интерес к этой деятельности частных кампаний, заверил он, более, чем реальный: «В каждом крупном российском холдинге есть программа инновационного развития на 5-10-15 ближайших лет, выполнение которой контролируется на федеральном уровне. Создавать инновационный продукт мирового уровня своими силами эти компании не могут: у них для этого нет ни ресурсов, ни команд научных исследователей. Вот они и обращаются к вузам, имеющим прямой, непосредственный выход в мировое научное пространство, и видят в нас чуть ли не двигатель своего инновационного развития. Эта работа сплошь и рядом финансируется нами на условиях 50 на 50. А кроме того, в финансировании участвует Минобрнауки».
Новая схема, как оказалось, реально работает: один только МИСиС имеет около 500 таких договоров и ежегодно патентует до 100 заявок на различные новейшие ноу-хау. А его заказчиками на передовые технологии оказываются не только крупные компании, но средний и даже мелкий бизнес: «Совместно с нашими индустриальными партнерами мы создаем свою нишу товаров и услуг»,- говорят в вузе.
К слову сказать, тем же путем в свое время двинулась и Индия, ныне достигшая в сфере вузовской науки и внедрения ее достижений серьезных успехов:
«Министерство науки и современных технологий нашей страны активно поощряет не просто повышение качества образовании и научно-исследовательских программ университетов, но и их связь с промышленностью,- заявил РОСВУЗу вице-президент по вопросам академического развития и исследовательской деятельности Международной бизнес-школы предпринимательства и управления, почетный президент Ассоциации ученых Индии Ашок Джан.- В результате в Индии вокруг университетов уже появилась принципиально новая окружающая среда. А индийские студенты во время учебы работают над небольшими научными проектами в научно-технологических парках».
Звучит очень красиво. Жаль только, что эта крайне положительная практика в Индии пока намного шире, чем у нас.