Не успел отгреметь случай с учительницей из Челябинской области, замучившей вверенных ей первоклашек придирками, непомерными заданиями и «двойками», ставить которые в 1-м классе строго запрещено существующими правилами, как разразился новый скандал. Восьмиклассники из школы № 22 города Тула сняли на мобил и выложили в соцсетях явно неадекватное поведение учительницы, которую по их словам, зовут Ирина Чепенко. Мало того, что педагог орала на них дурным голосом и выкрикивала бессвязные оскорбления и угрозы. Она использовала и ненормативную лексику, хотя явилась на урок преподавать русский язык и литературу.
Видеоматериал продолжительностью более 30 минут, отснятый учениками тульской школы № 22, легко найти в Интернете. Но зрелище это, скажем прямо, на любителя: полностью утерявшая самоконтроль женщина преклонных лет дико визжит — другого слова подобрать нельзя - на детей за невыполненное домашнее задание, обкладывая их при этом матом. Свою порцию грязи из уст педагога получили и родители, пустившие на самотек процесс обучения. И сделал это не какой-то забубенный трудовик или физкультурник (хотя и им, ясное дело, так поступать нельзя), а специалист по словесности, пришедший в школу преподавать «великий и могучий» русский язык со столь же великой литературой.
Как уточнили ученики, их замечательную учительницу зовут Ирина Чепенко. Из документов, опубликованных на сайте школы, явствует, что она не новичок - ее педагогический стаж составляет 9 лет. При этом в 2010 году ее наградили почетной грамотой управления образования Тулы. Так что с виду все, вроде бы, как надо. Но вот, поди ж ты — откуда что взялось...
В Минобрнауки РОСВУЗу прокомментировали ситуацию следующим образом:
«Поведение учителя в Тульской области не соответствует высокому званию и статусу педагога и может быть определено как применение психического насилия к ученикам. Между тем, в Трудовом кодексе Российской Федерации указывается, что основанием для прекращения трудового договора с педагогическим работником может быть применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника. Таким образом, законодательство обращает внимание на этические и моральные аспекты деятельности учителя, поскольку эта профессия связана с высокой степенью ответственности. Подобные срывы в присутствии учеников недопустимы, поэтому решение учителя об уходе с занимаемой должности является с этой точки зрения верным.
Безусловно, по каждому подобному случаю мы призываем местные образовательные органы не делать скоропалительных выводов, а проводить тщательное служебное расследование - в законе «Об образовании в Российской Федерации» существуют нормы, которые защищают честь и достоинство педагогических работников. Однако если сигналы подтверждаются, безусловно, к такому педагогу необходимо принимать меры вплоть до увольнения. Сегодня в России трудятся тысячи талантливых и добросовестных педагогов и такие случаи не должны бросать тень на их работу».
Школа также среагировала на появление в сетях компромата моментально. По данным местных СМИ со ссылкой на директора Тамару Полетаеву, немедленно было созвано заседании комиссии по этике, и педагог приняла решение уволиться из образовательного учреждения по собственному желанию. Заявление об уходе уже подано, однако дело не закрыто: сейчас им занимается прокуратура Тулы.
По последним данным, прокуроры уже направили представление руководству Центра образования N22 представление с требованием о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей. «Тем самым педагог дискредитировала звание учителя и всю систему образования, проявила неуважение к достоинству, чести и репутации обучающихся. Данные нарушения допущены преподавателем вследствие ненадлежащего исполнения им своих должностных обязанностей и норм закона, а также при отсутствии надлежащего контроля со стороны руководящих работников образовательной организации», - подчеркнула представитель облпрокуратуры.
То, что произошло в Туле, действительно, недопустимо. Однако, почему это стало возможным? Не потому ли, что нагрузки педагогов в последние годы стали столь запредельными, что их не выдерживает нервная система среднестатистического учителя? Хорошо бы найти ответ и на этот вопрос, чтобы подобное не повторялось впредь.