В середине марта в Монтрё (Швейцария) образовательная ассоциация Swiss Education Group (SEG) провела международный форум, посвященный образованию в сфере гостеприимства. Многие его участники из числа студентов, а также кое-кто из преподавателей швейцарских вузов данной направленности, к удивлению РОСВУЗа, оказались нашими соотечественниками. Что же заставляет их искать знаний, а потом и работы не на родине, а за рубежом?
В последнее время отечественное высшее образование все больше уходит от излишнего теоретизирования и разворачивается в сторону большей практикоориентированности. (Речь, понятно, идет не о фундаментальных физике с математикой, а о прикладных направлениях подготовки специалистов).
Существенную роль в этом, безусловно, положительном процессе сыграла разработка профессиональных стандартов, которые со временем дополнят (и скорректируют в нужном направлении) стандарты образовательные. Но вот беда: даже сфера гостеприимства, ушедшая по этому пути дальше всех других, ощутимых положительных результатов пока не ощутила, и наши абитуриенты все чаще едут учиться за рубеж. Так что же не так с нашими стандартами образования?
«Главная проблема российского профстандарта,- разъяснила РОСВУЗу участница форума SEG, директор по персоналу “Лотте Отель Москва” Лилия Бекмухаметова,- заключается в том, что все в нем, вроде бы, и присутствует. А вот системности нет. И выпускники приходят к нам из вузов и колледжей сырыми. Их всему приходится обучать на рабочем месте. А это — время и деньги».
Есть у выпускников отечественных учебных заведений, по ее наблюдениям, и другая беда: «Все ведущие отели мира работают по единым стандартам сервиса. Но в России этим стандартам не учат. А потому наш студент думает не об обслуживании клиентов, а о том, отпустят его сегодня пораньше или нет. А вот выпускники швейцарских вузов умеют общаться с клиентами на должном уровне: могут и улыбнуться, и предоставить качественное обслуживание».
Разница между хотельерами, подготовленными российскими и европейскими учебными заведениями, дополнила РОСВУЗу менеджер по обучению того же “Лотте Отель Москва” Нелли Навасардян, «в мировоззрении, в понимании сути сервиса гостеприимства в отношении к каждому отдельно взятому гостю. Российские выпускники не дотягивают до нужного уровня, да и профстандарт в России все еще находится в стадии развития. Вот ведущие гостиницы и ориентируются на выпускников швейцарских учебных заведений». И абитуриенты, выбирая вуз и страну обучения, об этом прекрасно помнят.
Не хватает студентам наших вузов, несмотря на усилия последних лет, и практических занятий. Взять хотя бы программу швейцарского института HTTI, специализирующемся помимо сферы гостеприимства, на дизайне зданий:
«Наша задача — обеспечить студентов как можно большим количеством практических занятий,- рассказал РОСВУЗу директор по учебной деятельности Жако фон Вейлинг.- Поэтому на каждом из четырех курсов ребята ведут какие-то серьезные проекты, что дает им уверенность, что по окончании вуза они получат все необходимые качества, чтобы быть успешными в своей будущей карьере».
Практические проекты в этом вузе, как убедился РОСВУЗ, действительно, серьезные. И все реальные. Например, оборудовать с нуля новую вузовскую библиотеку. Или организовать и провести в вузе ланч для гостей кантональных властей, включая иностранных. (Этот вид практики опробовали на себе и мы, участники форума, и можем констатировать: ребята справились с этой сложнейшей практической задачей блестяще). А как вам студенческий проект по полной перепланировке одной из реальных многоэтажных башен в даун-тауне Лос-Анджелеса? Возможно ли такое в нашем госвузе или колледже? Что называется, почувствуйте разницу!
Чувствуют ее и студенты. И выбирают не российские вузы.
«Главное отличие швейцарского образования — четкая специализация и практика,- разъяснила РОСВУЗу причины своего выбора бывшая студентка отечественной «Плешки», а ныне - швейцарского вуза, где учат тонкостям гостеприимства по-европейски Анастасия Карпенкова. - И, конечно, профессионализм. Как известно, сфера туризма в России не очень развита. А как можно преподавать другим то, чего толком не знаешь сам? Но преподают. Да еще по схеме «4+2» (4 года бакалавриата плюс 2 года магистратуры — РОСВУЗ). А вот в Швейцарии учат нашей специальности по принципу «3+1». И целый год из этих трех лет обучения — практика, без которой по окончании вуза нельзя стать квалифицированным сотрудником». Комментарии, как говорится, излишни.