ROSVUZ

Целевое обучение в МАИ: что нужно знать абитуриентам и их родителям

21.12.2018 07:47

Специально для абитуриентов Московского авиационного института и их родителей мы подготовили подробный и понятный гид про то, как получить направление на целевое обучение в МАИ и какие есть особенности целевого обучения в 2019 году. Система целевой подготовки студентов в России пришла на смену советской системе распределения выпускников и призвана обеспечить качественными молодыми специалистами государственные компании и предприятия по всей стране. За обучение платит государство — целевики поступают на такие же бюджетные места, как и все остальные, но по отдельному конкурсу. Условия целевого приёма и обучения, действовавшие до 2018 года, недавно изменились. Итак, какие же сегодня есть возможности, чтобы стать студентом-целевиком в МАИ? Как было раньше Школьники, готовясь к поступлению, знакомились со списком предприятий-партнёров МАИ по целевому набору, который формировался еще зимой. Нередко сами предприятия искали лучших абитуриентов на различных мероприятиях МАИ: конкурсах, олимпиадах, образовательных программах или в физико-математической школе университета, премируя лучших участников направлениями на целевой приём. Каждый абитуриент, настроенный на целевую подготовку, выбирал интересующее его предприятие и одну из специальностей, на которую оно предлагало поступить в МАИ. Обе стороны подписывали договор о целевом обучении, по которому предприятие предоставляло своим целевикам место для прохождения практики, предусмотренной в учебном плане и определённые меры поддержки на время обучения: дополнительные стипендии, социальные пакеты, стоимость проезда в институт от места жительства и так далее. Параллельно предприятие заключало с МАИ договор о целевом приёме: в нём указывалось, сколько человек и по каким специальностям университет примет на бюджетные места в интересах конкретного работодателя. Участвовать в этой программе могли только предприятия с долей государственной собственности. Количество целевиков для каждого из предприятий определялось его потребностями и планом, утверждённым государством: Роскосмосом или Минпромторгом, по профилю компаний. ​ Поступление в вуз для целевиков проходило по отдельному конкурсу — их зачисляли первыми, вместе с олимпиадниками и льготниками. При этом фактически свой конкурс на целевые места был по каждому из предприятий, зачастую на уровне одного человека на место или чуть больше: компании изначально набирали ребят по числу вакантных мест или с небольшим запасом: на тот случай, если кто-то передумает и предпочтёт общий конкурс или выберет другой вуз. Окончив институт, целевик должен был отработать на предприятии не менее трёх лет. В случае, если работодатель не обеспечивал трудоустройство, компания должна была выплатить выпускнику сумму, кратную двум среднемесячным зарплатам по региону. Если сам выпускник отказывался работать, он, в свою очередь, должен был компенсировать предприятию все затраты за время обучения. Целевое обучение 2019: как это будет Общий порядок действий по проведению набора на целевое обучение в 2019 году уже известен: 1 октября 2018 года вузы утвердили собственные правила приёма. Вместе с тем, до 2020 года продолжает действовать постановление Правительства РФ, которым устанавливаются квоты целевого обучения для предприятий ОПК. В этом году МАИ получил интегральный план целевого набора на 2019 год по каждой специальности: известно, сколько целевиков можно набрать на разные направления обучения. В отличие от прошлых лет, план не конкретизирует будущих работодателей. Для школьников и их родителей на сайте МАИ опубликован перечень предприятий, с которыми можно начинать обсуждать целевое обучение — многие из них уже сформировали свои предложения. С 2019 года уходят в прошлое договора между вузом и предприятиями, теперь целевое обучение регулируется лишь договором предприятия с целевиком, форму которого должно определить постановление Правительства РФ. Предполагается, что в договоре будет прописано направление обучения, а вот вуз — не обязательно. В этом случае выбирать место учёбы абитуриенты смогут самостоятельно, из числа университетов, в которых есть нужный профиль. Некоторые направления есть только в МАИ, другие (например, «Ракетные комплексы и космонавтика») — в МАИ, МГТУ им. Н. Э. Баумана и в ряде других институтов. ​ «По замыслу, заложенному в реформу целевого обучения, нет разницы, где обучаться ракетостроению. На самом деле, разница есть: у каждого вуза своя специализация, отличаются выпускающие кафедры — и предприятия зачастую выбирали для своих „целевиков“ узкий профиль обучения, чтобы получить сотрудников с нужной подготовкой», — поясняет Александр Гетманов, начальник управления довузовской подготовки Московского авиационного института. Новые финансовые условия Теперь в договоре о целевом обучении будет предусмотрена не только компенсация всех расходов предприятию, если целевик по какой-то причине не может или не хочет продолжать обучение или отрабатывать в компании положенные три года. Он будет обязан также выплатить вузу всю сумму, потраченную на его образование из госбюджета: порядка 200 тысяч рублей за один год, то есть, больше 1 миллиона рублей за специалитет с 5,5-летним сроком обучения. Если предприятие не обеспечило своему целевику место работы после пяти лет учёбы, — не стало заказов, сократили персонал, изменилась стратегия развития компании, — оно, в свою очередь, должно не только выплатить молодому специалисту компенсацию, кратную нескольким средним зарплатам по региону, но и также вернуть вузу в полном объёме госсубсидию на его обучение. Согласно закону, университет может использовать эти средства на развитие учебного процесса. Что будет с конкурсом Прогнозировать, какой будет приёмная кампания 2019 года для целевиков, пока сложно. В отличие от прошлых лет, в вузах может появиться реальный конкурс на целевые места по баллам ЕГЭ и личным достижениям — выбывшие из него смогут участвовать в общем конкурсе. Поэтому хорошая подготовка к ЕГЭ и сдача экзамена приобретают особенную важность. С другой стороны, востребованность целевого обучения может резко снизиться, и не только из-за опасений абитуриентов и их семей, связанных с возросшими финансовыми обязательствами. Для предприятий тоже всё непросто. «Компании больше не регулируют приём на конкретное число „своих“ мест — приём будет регулироваться баллами ЕГЭ, — рассказывает Александр Гетманов. — Заключив договора с 20 школьниками вместо 10, какая-либо из компаний может получить в целевики все 20 человек, если они хорошо сдали ЕГЭ — избыточное для неё количество. При этом 10 целевиков, нужных другим предприятиям, просто вытеснятся из конкурса, а предприятия останутся без будущих сотрудников. Эта проблема чрезвычайно актуальна для небольших предприятий с периферии, которые заранее планируют подготовку штучных молодых кадров из числа жителей своего региона. Они представляют ценность тем, что скорее всего вернутся домой — работать, но конкурировать по баллам ЕГЭ им будет сложнее в силу более слабой школьной подготовки». ​ Осуществляя целевой набор, раньше МАИ устанавливал минимальную границу баллов ЕГЭ для целевиков. Как показывает статистика, студенты технического вуза со сложной программой инженерного обучения учатся успешнее и реже отчисляются, если при поступлении они имели не менее 190 баллов в сумме за экзамены по трём предметам. Будет ли установлен минимальный балл в 2019 году, и какой, пока неизвестно. Стать целевиком можно и потом Альтернативная возможность для предприятий получать нужных целевиков — искать их в вузах уже после поступления, приглашая и принимая на целевое обучение студентов. При этом также заключаются договора о целевом обучении со всеми мерами поддержки целевиков предприятиями, но без условий возврата полной стоимости бюджетного обучения, так как поступление в вуз не проходило по целевому приёму. В этом случае абитуриенты поступают в на общих основаниях и по общему конкурсу. Заключать договора о таком целевом обучении можно на любом курсе, и это не нововведение — такой порядок существовал и в прошлые годы. Есть вероятность, что он сделается теперь основным форматом целевого обучения: с гарантией будущего трудоустройства — для студентов, и гарантией получения подготовленного специалиста — для предприятий.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов!

№37 21.12.2018

Эл № ФС77-56353 от 02 декабря 2013 г.